Первые зеркальные сегменты Чрезвычайно большого телескопа готовы и отправлены


Первые зеркальные сегменты Чрезвычайно большого телескопа готовы и отправлены
Сегменты первичного зеркала M1 телескопа ELT формируются на полировочных установках Safran Reosc.

В общей сложности 798 сегментов составят огромное первичное зеркало Чрезвычайно большого телескопа (ELT) Европейской южной обсерватории (ESO), крупнейшего в мире оптического телескопа, строящегося в Чили. В эти дни первые 18 сегментов уже упакованы и отправлены.

После прибытия в пункт назначения, проделав путь в 10 000 км, они будут доставлены в штаб-квартиру ELT и покрыты специальным покрытием для подготовки к будущей установке на основной конструкции телескопа. Вместе с другими 780 деталями, которые прибудут в ближайшие месяцы, они составят M1 — главное зеркало обсерватории. Его диаметр составит не менее 39 метров.

По плану ESO, научные наблюдения должны начаться в 2028 году. С этого момента ELT ESO будет решать величайшие астрономические задачи современности, готовый совершить революцию в нашем понимании космоса.

Первые сегменты ELT

Строительство ESO ELT потребовало тесного сотрудничества многочисленных компаний в Европе и Чили с командами ESO. В случае с зеркальными сегментами они были отлиты немецкой компанией SCHOTT на заводе в Майнце, Германия.

Последний этап производства первых сегментов M1, которые сейчас поставляются, — полировка — был выполнен ведущим мировым производителем оптических систем Safran Reosc вблизи Пуатье, Франция. Safran Reosc разработала специальные системы автоматизации и методы измерения, чтобы обеспечить соответствие полировки высоким стандартам, предъявляемым к ELT ESO.

Неровности поверхности зеркала составляют менее 10 нанометров. Это означает менее тысячной доли ширины человеческого волоса. Чтобы достичь такого уровня качества, Safran Reosc использовала метод, называемый ионно-лучевой фигурной полировкой, при котором ионный пучок проходит по поверхности зеркала и удаляет неровности атом за атомом.

Транспортировка в Чили

Задача транспортировки сегментов была возложена на датскую компанию DSV. Сегменты представляют собой куски стекла диаметром почти 1,5 метра, но толщиной всего 5 сантиметров, поэтому обращаться с ними нужно очень осторожно. После установки каждый сегмент вместе с опорами будет весить в общей сложности 250 кг.

На данный момент отгружено только 18 сегментов, но вскоре компания Safran Reosc поставит в ESO еще много сегментов. 1 ноября 2023 года 100-й сегмент сошел с производственной линии и перешел на этап углубленной проверки, который проводится перед окончательной поставкой.

Safran Reosc достигла темпов производства более четырех сегментов в неделю, а в ближайшем будущем ожидается выход на уровень пяти сегментов в неделю.


Источник