До конца текущего года федеральный проект «Передовые инженерные школы» пополнится новыми участниками. 73 российских университета подали заявки на предоставление грантов из федерального бюджета на поддержку программ развития ПИШ.
Сегодня уже работают 30 передовых инженерных школ, расположенных на территории практически всей страны – от Ростова-на-Дону до Владивостока. Какие образовательные методы заложены в инженерных школах, чем отличается ПИШ от университета и как проект меняет жизнь вуза? Об этом рассказали руководители передовых инженерных школ и ректоры.
Вячеслав Вавилов, руководитель ПИШ «Моторы будущего» (УУНиТ):
«В рамках образовательных программ ПИШ студенты проходят не только образовательные программы, но и приобретают характерные и специальные компетенции в рамках работы в студенческом конструкторском бюро, а также геймовой проектной деятельности. У студентов передовой инженерной школы с первого курса перестроено преподавание математики, физики и химии, оно идет от основной специализации. ПИШ – это отдельный маленький факультет, решающий масштабную научную фронтирную задачу. Результаты передаются как в образовательный процесс, так и в разработку».
Максим Кудров, руководитель «Передовой инженерной школы радиолокации, радионавигации и программной инженерии» (МФТИ):
«Сегодня, когда остро стоит задача обеспечения технологического суверенитета государства, потребность в талантливых и хорошо подготовленных учёных, инженерах и программистах постоянно растёт. Проще говоря, все критические технологии и производства должны быть «свои», а для этого нужны люди.
Участие в проекте ПИШ позволяет МФТИ ещё больше укреплять связи с индустриальными партнёрами, глубже понимать, какие именно навыки и знания выпускников им нужны больше всего, развивать соответствующие образовательные технологии и разрабатывать новые (или обновлять существующие образовательные программы и создавать новые).
В ПИШ РПИ уже с первого курса студенты погружаются в проблематику будущих работодателей, участвуют в проектной работе в интересах индустриальных партнёров в рамках инженерного практикума, проходят практику в лабораториях, оснащённых оборудованием и ПО, с которым они встретятся, придя на работу в высокотехнологичную компанию.
Таким образом, сохраняя дух и традиции Физтеха, ПИШ РПИ также развивает у студентов инженерные навыки, необходимые для создания по-настоящему инновационных технологий и решений».
Константин Чесноков, руководитель ПИШ «Интеллектуальные системы тераностики» (МГМУ им. И.М. Сеченова):
«Создание профильных передовых инженерных школ отвечает на текущий вызов современности, решает ключевую проблему подготовки квалифицированных инженерных кадров и отвечает на главный вопрос о создании технологического преимущества в сфере современной медицины.
Решая глобальную задачу по подготовке новых кадров для высокотехнологичного производства, ПИШ ИСТ даёт ответ на более направленный вызов, отвечая на потребность времени в создании медицинского инженера с ядром профессиональных компетенций, способного создавать и улучшать медицинские приборы и аппараты.
В атласе новых профессий на втором месте после IT-специалиста находится профессия архитектора медицинского оборудования. ПИШ ИСТ реализует новый подход и новые инструменты для создания компетентного зрелого специалиста, готового к работе инженера».
Анна Могучева, руководитель «Передовой инженерной школы гибридных технологий в станкостроении Союзного государства» (ПсковГУ):
«ПИШ позволяет подойти к вопросу подготовки кадров в комплексном формате. Это целая экосистема, которая включает в себя капитальную инфраструктуру, материально-техническое оснащение, создание новых образовательных и научных пространств, кадровую обеспеченность передовыми преподавателями и управленцами, цифровизацию образовательного процесса, систему взаимодействия с индустриальными предприятиями, систему взаимодействия с международными партнёрами и прочее.
В этих условиях вуз уже не может жить обычной жизнью, так как трансформация указанных сфер требует креативного, нестандартного подхода к организации образования в целом и системе управления в частности. ПИШ выводит университет из состояния замкнутой самоорганизации и саморегулирования в сторону активного взаимодействия с высокотехнологичной индустрией для решения конкретных научно-производственных и кадровых задач предприятий».
Илья Воротынцев, и.о. ректора РХТУ им. Д.И. Менделеева (Передовая инженерная школа химического инжиниринга и машиностроения):
«Обучение в нашей передовой инженерной школе выстроено на нескольких ключевых принципах. Прежде всего, это проектно-ориентированное обучение: ребята учатся в формате постоянных интенсивов и сразу же применяют свои знания на практике, в реальных проектах, заказчиками которых выступают отраслевые партнеры университета. Каждый из проектов нацелен на конкретный продуктовый результат. Наставниками также выступают представители индустриальных партнеров ПИШ.
Еще один важный принцип: студенты работают над проектами в командах, где распределяют роли и функционал так же, как это происходит на реальных предприятиях. Важно, что в ПИШ ХИМ мы не только даем знания и опыт работы над конкретными отраслевыми задачами, но и помогаем ребятам формировать мышление инженеров-инноваторов, которые способны не только работать на существующем высокотехнологичном оборудовании, но и проектировать новое оборудование, технологии и целые производственные линии. Именно такие молодые инженеры, обладающие хорошей фундаментальной базой, опытом работы в проектных командах и необходимой долей смелости, могут и обязательно будут создавать новые индустрии».
Олег Тимофеев, руководитель ПИШ Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ):
«Передовая школа дает возможность учиться по учебным планам повышенной сложности. Студенты ПИШ сами становятся в процессе работы создателями инновационных промышленных продуктов. После получения диплома выпускник ПИШ – готовый разработчик и оператор передовых технологий.
Чем передовая инженерная школа отличается от университета? Это другая организация учебного процесса, направленная на получение элитного инженерного образования. Но такую учебную нагрузку «потянут» только мотивированные и подготовленные предыдущими образовательными ступенями студенты».
***
Федеральный проект «Передовые инженерные школы» создан в 2022 году по инициативе Министерства науки и высшего образования России. Он нацелен на подготовку квалифицированных инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики. Проект является одной из 42 инициатив Правительства РФ, направленных на повышение качества жизни граждан, выполняется в рамках государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Операторами проекта «Передовые инженерные школы» являются ФГАНУ «Социоцентр» (организационно-техническое, информационное и методическое сопровождение) и Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (экспертно-аналитическое сопровождение проекта).
Информация предоставлена пресс-службой ФГАНУ Социоцентр
Источник фото: ru.123rf.com