Олимпиады — это больше, чем соревнование: это старт в науку

Источник ru.123rf.com

В последние годы олимпиадное движение в области естественных наук стремительно набирает популярность и становится важной частью образовательной культуры в России. Ведущие университеты активно поддерживают эту инициативу, организуя олимпиады, которые не только тестируют знания студентов, но и открывают перед ними двери в научную карьеру. В интервью со студентами и организаторами олимпиад мы выяснили, как такие мероприятия помогают молодым ученым раскрывать свой потенциал и почему дух соревнования стал значимой частью их профессионального роста.

 

Олимпиады дают шанс выйти за рамки привычного

Николай Николаев, студент факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ:

— Я участвую в олимпиадах уже четыре года. Сначала это были соревнования по биологии, а в этом году решил попробовать себя в биоинженерии и биоинформатике, — рассказывает Николай Николаев. — Олимпиады привлекают меня уникальными задачами и атмосферой соревнования. Это возможность проверить себя и свои силы, почувствовать дух соперничества, который затягивает и мотивирует.

— Чем олимпиадное движение особенно вас привлекает?

— Олимпиада помогает увидеть науку с более широкой перспективы. В университете редко задают такие многопрофильные задачи: здесь же можно встретить задания, которые выходят за рамки одной дисциплины. Олимпиады требуют широкой подготовки и позволяют вспомнить и применить знания, которые могут пригодиться в реальной работе. Это, по сути, еще и часть настоящей науки.

— Как участие в олимпиадах влияет на ваш профессиональный рост?

— Участие в олимпиаде дает заряд энергии и ощущение принадлежности к большому научному сообществу. Здесь не только призы и льготы, но и возможность завести важные профессиональные контакты. К тому же атмосфера здоровой конкуренции стимулирует: ты видишь, как другие участники преодолевают себя, и это вдохновляет. Олимпиада «Я — профессионал» дает возможность поступить в магистратуру и аспирантуру по льготной программе, и это действительно значимый шаг для тех, кто планирует посвятить себя науке.

 

Соревнование помогает строить карьеру

Галина Алексеевна Белякова, председатель методической комиссии, доцент и заместитель декана биологического факультета МГУ:

— Мы видим, что студенты сохраняют высокий интерес к науке, особенно в области естественных наук, которые в последние годы приобрели еще большую значимость, — говорит Галина Алексеевна. — Например, олимпиада «Я — профессионал» стала продолжением школьных олимпиад для многих студентов, и этот соревновательный опыт помогает им строить карьеру. Важно, что это не только соревнование, но и шанс проверить свои силы, углубить знания и наладить полезные контакты.

— Какие задачи ставит олимпиадное движение?

— Для нас главное — разнообразие и сложность заданий. Мы каждый год стараемся предложить новые задачи. В этом году включили биоинформатику и микробиологию, что позволяет студентам развивать навыки в междисциплинарных областях. Например, задачи могут охватывать генетику, зоологию и физиологию, и для студентов это уникальная возможность подготовиться к реальной практике. Чем шире задачи, тем больше возможностей у студентов проявить свои знания и попробовать себя в новой области.

— Какие возможности олимпиады открывают для студентов?

— Часто победители и призеры олимпиады получают серьезные льготы при поступлении в магистратуру и аспирантуру. Например, при участии в олимпиаде «Я – профессионал».  Это дает студентам шанс сделать важный шаг в карьере. Но, кроме этого, олимпиады формируют сообщество студентов, увлеченных своим делом, готовых двигаться дальше. Для тех, кто мечтает заниматься наукой, это шанс проявить себя, доказать свои знания и заложить основу профессиональной карьеры.

 

В олимпиадном движении появляются те, кто пропустил их в школе

Артем Евгеньевич Жирнов, председатель методической комиссии, заместитель декана химического факультета МГУ, доцент:

— Химия всегда привлекала студентов тем, что это наука, которая позволяет создавать что-то новое и исследовать окружающий мир. В последнее время, например, в связи с импортозамещением, спрос на специалистов в этой области значительно возрос. Это, безусловно, способствует интересу молодежи к химии и химической технологии. Поэтому то, что ребят, интересующихся химией, много, это может только радовать.

— Как вы считаете, почему вырос интерес к естественно-научным направлениям?

— Сейчас вообще высокая потребность в специалистах-химиках… В химиках, в химико-аналитиках. Множество компаний, в том числе производящих удобрения и биологические препараты, активно везде ищут выпускников, которые могли бы работать в этих сферах. Поэтому профессия химика очень востребована.

— А стало ли больше участников олимпиад по химии?

— Да, олимпиадное движение заметно расширилось. Появляются новые участники. Например, те, кто никогда не участвовал в школьных олимпиадах. Они начинают интересоваться олимпиадами уже в университете, когда они уже стали студентами. Их привлекает область «химических соревнований». Мы это стали замечать. Поэтому мы хотим все больше и больше таких соревнований устраивать, чтобы вовлекать все больше студентов бакалавриата и магистратуры, может, даже аспирантов.

— Можно ли сказать, что задания, с которыми сталкиваются участники, соответствуют актуальным трендам в производстве?

— Да, именно так. Потребность в химиках и химико-аналитиках значительно возросла. Множество компаний, включая производителей удобрений и биологических препаратов, активно ищут выпускников, способных работать с ними.

 

Сегодня олимпиадное движение стало неотъемлемой частью подготовки будущих ученых. Вузы предлагают студентам широкий выбор соревнований по естественно-научным направлениям, которые расширяют их горизонты и помогают развить необходимые профессиональные навыки. Как подчеркивает Галина Алексеевна Белякова, для организаторов важно поддерживать это движение, помогая молодым специалистам раскрывать свой потенциал и закладывать основу для академической карьеры.

Восьмой сезон всероссийской олимпиады «Я — профессионал» открывает обширные возможности для карьерного роста: участники проекта, ставшие дипломантами, могут воспользоваться льготами при поступлении в магистратуру или аспирантуру, а также получить шанс на стажировку и начать свою профессиональную деятельность у крупнейших работодателей России. Для медалистов предусмотрены денежные премии, достигающие 300 тысяч рублей.

 

Информация предоставлена пресс-службой химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Источник фото: ru.123rf.com


Источник