Обнаружен белок, защищающий клетки молочной железы от роста опухоли

Обнаружен белок, защищающий клетки от роста опухоли молочной железы

Исследование, проведенное испанскими учеными, показывает, что ламинин — белок в здоровых тканях молочной железы — предотвращает реакцию здоровых клеток на отвердевание тканей, защищая клетки от роста новообразования, сообщает Институт биоинженерии Каталонии. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Materials.

Клетки способны переводить механические изменения в биологические реакции. Этот процесс известен как механотрансдукция и он играет существенную роль в развитии солидных опухолей, таких как рак молочной железы.

Когда рак прогрессирует, ткани отвердевают — поэтому в груди на ощупь можно определить потенциальную опухоль. Жесткость ткани молочной железы вызывает напряжение внутри клеток — деформируются их ядра. В конечном итоге эта ядерная деформация активирует гены, ответственные за контроль пролиферации клеток, которые тесно связаны с ростом опухоли.

Новое исследование, проведенное учеными из Института биоинженерии Каталонии (IBEC) и Университета Барселоны, показывает, что есть белок, который мешает процессу механотрансдукции в клетках, защищая ядро от деформации.

Чтобы изучить этот процесс, исследовательская группа культивировала клетки ткани молочной железы на гелях различной жесткости, имитирующие как здоровые (мягкие), так и злокачественные (жесткие) ткани. Ученые сравнили поведение клеток на гелях, покрытых ламинином, с клетками на гелях, покрытых коллагеном или фибронектином – белками, поддерживающими клетки, которые процветают в канцерогенных процессах. Клетки, посеянные в гель, богатый ламинином, проявили очень мягкую механическую реакцию на жесткость субстрата по сравнению с клетками в геле, богатом коллагеном и фибронектином.

[Фото: INSTITUTE OF BIOENGINEERING OF CATALONIA]