О новых возможностях для научного сообщества в эпоху цифровизации рассказали на III Конгрессе молодых ученых

Источник фото - ru.123rf.com

29 ноября в рамках III Конгресса молодых ученых прошла сессия «Цифровые решения и сервисы: новые возможности для профессионального сообщества», в которой приняли участие директор Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ Денис Янышев, директор Центра социально-экономических инноваций, профессор экономического факультета МГУ Лариса Лапидус в роли модератора и выпускник химического факультета МГУ, депутат Госдумы Александр Мажуга.

Цифровая эволюция открывает новые возможности в сфере образования и науки, однако также она несет в себе и определенные угрозы. В рамках инициативы Десятилетия науки и технологий «Решения и сервисы для профессионального сообщества» эксперты работают над тем, чтобы сделать работу и обучение в цифровой среде более комфортными и безопасными.

Модератор сессии Лариса Лапидус отметила, что существует ряд трудностей для активной цифровизации по всей стране. О них и способах решения возникающих проблем, а также о том, каковы перспективы развития цифровых решений, сервисов и в чем заключаются особенности перехода с импортного программного обеспечения на отечественное, шла речь на сессии.

Александр Мажуга обозначил, каковы планы Госдумы по организации цифрового развития в сфере науки: «Цифровизация активно захватывает наш мир, внедряется во все сферы жизни, в науку и технологии. Цифровизация, прежде всего, помогает нам правильно организовать рабочие процессы, в том числе процессы научного поиска и разработки. Сегодня ключевая задача для нас [в Госдуме] – это законопроект об экспертизе в области грантов и научных исследований. Это не просто норма, которая будет регулировать экспертную деятельность. Она будет полностью регулировать управление наукой в нашей стране. Мы концентрируем все усилия на этом направлении».

«Сейчас как никогда ощущается потребность в технологическом суверенитете, особенно в части информационных технологий, которые не только могут быть отключены в любой момент под влиянием западных санкций, но и нести в себе скрытые угрозы. Поэтому мы видим свою основную задачу в агрегации проверенных цифровых решений и сервисов, которые может безболезненно использовать в своей профессиональной деятельности ученый и разработчик.
Следующая задача инициативы — это просветительская роль тех сервисов, которые создаются. Мы порой не знаем, что мы имеем и чем надо пользоваться. Очень часто путь от разработчиков сервисов и приложений до их непосредственных пользователей занимает многие годы, что является недопустимым сейчас. Наша задача – максимально минимизировать этот путь и организовать обратную связь между разработчиками и профессиональным сообществом. Конечно, мы понимаем, что бывает, что создаются похожие продукты, и допустима между ними адекватная конкуренция. Но чаще всего это происходит также от незнания о тех продуктах, которые существуют на рынке. Особенно это касается больших корпораций, которые стремятся создать собственные решения, такие как порталы обучения, мессенджеры, ВКС и прочее.
И наконец, мы понимаем, что без обучения современным отечественным технологиям мы не сможем организовать быстрый переход на наши продукты. Поэтому мы совместно с нашими партнёрами по инициативе создаём онлайн-курсы по использованию тех или иных продуктов. Например, с компанией “МойОфис” мы сделали курсы для студентов и преподавателей таким образом, чтобы каждый смог попробовать программный продукт в действии и оценить его преимущества.
Только благодаря объединению усилий мы сможем уверенно решать задачи в части обеспечения технологического суверенитета нашей страны», – отметил Денис Янышев.

В завершение сессии модератор Лариса Лапидус подчеркнула, что действующая в рамках инициативы Десятилетия науки и технологий «Решения и сервисы для профессионального сообщества» платформа «Открытое образование» – уникальный проект, который позволяет не только проходить онлайн-курсы по самым различным направлениям науки, но и систематизировать, хранить и проектировать индивидуальные образовательные траектории, собирать те курсы, которые находятся в разных зонах компетенций, необходимых сегодня каждому.

Сама инициатива «Решения и сервисы для профессионального сообщества» призвана сделать работу профессионального сообщества более простой, эффективной и прозрачной. Она ориентирована на создание привлекательных условий для построения карьеры в сфере науки и технологий и рассчитана на профессиональное сообщество. В частности, предлагается использование механизмов обратной связи для формирования более эффективной государственной политики в области научно-технологического развития страны.

III Конгресс молодых ученых проходит 28-30 ноября 2023 года на федеральной территории «Сириус». Участников мероприятия ожидает насыщенная деловая программа, которая насчитывает более 100 различных мероприятий – сессий, лекций, мастер-классов, круглых столов, посвященных науке и технологиям в России. Дополняет мероприятия Конгресса выставка современных российских технологий.

Конгресс молодых ученых – ключевое мероприятие Десятилетия науки и технологий в России, объявленного Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в 2022 году. Конгресс объединяет представителей ведущих научных школ из разных регионов России, научных и образовательных организаций, органов власти, индустриальных партнеров, ярких лидеров отечественной науки, а главное – молодых ученых, победителей конкурсов грантов, студентов и школьников из России и других стран.

Организаторами Конгресса молодых ученых выступают Фонд Росконгресс, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Оператор Десятилетия науки и технологий – АНО «Национальные приоритеты».

Более подробная информация о Конгрессе молодых ученых на сайте конгресс.наука.рф.

 

Источник информации: Проектный офис Десятилетия науки и технологий в России

Источник фото: ru.123rf.com


Источник