Новая терапия микроРНК замедляет рост раковой опухоли

Новая терапия рака атакует опухоли, заставляя раковые клетки поглощать фрагмент РНК, который естественным образом блокирует деление клеток, сообщает EurekAlert! со ссылкой на Университет Пердью. Результаты, представленные в журнале Oncogene, показывают, что опухоли, обработанные новой терапией, не увеличивались в размерах в течение 21 дня, в то время как опухоли без лечения утроились в размерах за то же время.

Раковые клетки, как известно, бесконтрольно делятся и могут увиливать от иммунной системы. Метод, разработанный исследователями из Университета Пердью, сочетает в себе систему доставки, нацеленную на раковые клетки, со специально модифицированной версией микроРНК-34а — молекулы, которая действует «как тормоза автомобиля», замедляя или останавливая деление клеток.

Исследователи ввели этот фрагмент РНК мышам с опухолью. Помимо того, что  микроРНК-34а замедлила или обратила вспять рост опухоли, она сильно подавляла активность по меньшей мере трех генов – MET, CD44 и AXL, – которые вызывают рак и устойчивость к другим методам лечения рака.

МикроРНК-34а представляет собой короткую двойную цепь рибонуклеиновой кислоты – цепочку рибонуклеиновых кислот, прикрепленную, как зубцы молнии, по длине сахарофосфатной цепи. Две нити микроРНК неравномерно скреплены вместе, причем одна нить направляет белковый комплекс к рабочему месту в клетке, в то время как другая нить разрушается. В здоровых клетках микроРНК-34а имеется в изобилии, но во многих раковых клетках ее количество резко снижается.

Природная РНК быстро разрушается, поэтому, чтобы повысить долговечность терапии, команда стабилизировала микроРНК-34а, добавив несколько небольших кластеров атомов по длине цепи. В таком виде микроРНК сохраняется в организме в течение как минимум 120 часов после введения. Кроме того, модифицированная микроРНК-34а невидима для иммунной системы, которая обычно атакует двухцепочечную РНК, введенную в организм.

Чтобы гарантировать, что модифицированный фрагмент попадет в раковые клетки, команда присоединила его к молекуле фолата – витаминного соединения на основе фолиевой кислоты. На поверхности всех клеток нашего тела есть рецепторы, которые связываются с фолатом и втягивают витамин в клетку. У клеток многих видов рака – молочной железы, легких, яичников и шейки матки – на поверхности гораздо больше рецепторов фолата, чем у здоровых клетки. Крошечные микроРНК-34а и соединение фолиевой кислоты проникают в плотную ткань опухолей и связываются с рецептором фолиевой кислоты на поверхности клетки. Затем он втягивается внутрь в небольшой мешочек клеточной мембраны. Попав внутрь клетки, часть микроРНК-34а может покинуть везикулу и замедляет деление клеток.

Новая терапия может быть эффективной сама по себе и в сочетании с существующими препаратами — в том числе против рака, у которого возникла лекарственная устойчивость.

[Фото: SECOND BAY STUDIOS/PURDUE UNIVERSITY]