Новая технология с удивительной четкостью показывает взаимодействие нейронов

Экспериментальная электронная микрофотография очищенных синаптических пузырьков, которые выделены разными цветами, а позиции, подходящие для V-АТФазы, обозначены зелеными точками. Фото: John-Rubinstein, THE HOSPITAL FOR SICK CHILDREN (SICKKIDS)

Впервые ученые из Больницы для детей (SickKids) использовали передовую технологию визуализации Nanoscale Biomedical Imaging Facility, чтобы выявить атомную структуру фермента, который нейроны используют для связи.

Вся деятельность мозга – от памяти и эмоций до обучения и управления двигателем – возможна благодаря обмену информацией через синапсы, соединения между нейронами. Когда эта связь нарушается, могут возникнуть различные заболевания, например эпилепсия. Нейрон – это тип клетки, которая специализируется на общении с другими клетками, посылая химические сигналы, называемые нейротрансмиттерами, в синапсы. В мозге насчитывается 100 триллионов синапсов между нейронами.

То, как нейроны взаимодействуют между собой, изучается уже несколько десятилетий, но исследование, опубликованное в журнале Science, демонстрирует модели, полученные на основе сотен тысяч снимков высокого разрешения, которые раскрывают функции синапсов с новой ясностью.

Исследовательская группа надеется, что, получив изображения и смоделировав процесс высвобождения химических веществ из нейронов, они смогут определить новые терапевтические цели, которые помогут улучшить уход за детьми с эпилепсией и другими неврологическими заболеваниями.

При «общении» нейроны выделяют нейротрансмиттеры в синапсе, чтобы доставить их к принимающему нейрону. Эти нейротрансмиттеры высвобождаются из небольших пакетов, называемых синаптическими везикулами. После получения сообщения нейротрансмиттеры должны быть реабсорбированы и упакованы в новые синаптические везикулы, чтобы очистить синапс и освободить место для следующего сигнала.

Чтобы облегчить этот процесс, фермент под названием АТФаза везикулярного типа действует как насос, загоняя нейротрансмиттеры в синаптические везикулы. V-АТФаза также регулирует высвобождение нейротрансмиттеров из везикул.

В ходе исследования ученые выяснили, что V-АТФаза контролирует процесс высвобождения нейромедиаторов из синаптических везикул, самопроизвольно разрушаясь после заполнения везикул. Когда синаптические везикулы заполняются нейромедиаторами, V-АТФазы распадаются на две части, что позволяет высвободить нейромедиаторы.

Используя новые биохимические технологии и методы визуализации при поддержке SickKids Nanoscale Biomedical Imaging Facility, ученые смогли выделить синаптические везикулы и получить их изображения. Затем  были разработаны новые вычислительные подходы для анализа изображений, чтобы показать V-АТФазу в везикулах с высоким разрешением, чего раньше не было.

Ученые создали 3D-модели V-АТФазы на основе изображений, полученных с помощью криогенной электронной микроскопии – метода, позволяющего получать изображения образцов при температуре –196 C. Команда увидела, что V-АТФаза взаимодействует с несколькими компонентами синаптической везикулы, которая содержит множество белков и липидов, участвующих в высвобождении нейротрансмиттеров.

«Самое удивительное, что мы узнали, что V-АТФаза взаимодействует с белком под названием синаптофизин. По весу синаптофизин – самый распространенный белок синаптических пузырьков. До сих пор его функция в нейронах была неясна. То, что мы обнаружили, показывает, что синаптофизин может способствовать привлечению V-АТФазы в синаптические везикулы, когда они только формируются. Мы также хотим понять, как загрузка везикул приводит к разрушению V-АТФазы и как этот процесс контролирует высвобождение нейротрансмиттеров из нейронов. В будущем это может стать терапевтической мишенью для лечения многих заболеваний, включая некоторые виды эпилепсии», – заключили ученые.

[Фото: John-Rubinstein, THE HOSPITAL FOR SICK CHILDREN (SICKKIDS)]