Педагоги ТюмГУ разработали методические рекомендации к урокам астрономии по теме «Космонавтика и небесная механика» на основе игровых миссий подлинного симулятора Kerbal Space Program.
Работа осуществлялась в соответствии с программой научных исследований развития познавательного интереса школьников к изучению астрономии по проекту «КВАЗАР», поддержанного Фондом грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, и направленного на создание регионального ресурсного центра по образовательной астрономии.
«Анализ
учебно-методических комплексов школьной
астрономии, рекомендованных министерством
просвещения, показывает, что небольшой
по объему курс насыщен теоретическими
сведениями, что приводит к снижению
интереса к этой увлекательной науке.
Одно из центральных мест школьного
курса астрономии занимает небесная
механика, посвященная теоретическому
объяснению физических законов, работающих
во Вселенной: законы Ньютона и Кеплера,
расчеты масс небесных тел и космических
скоростей, определение траекторий
движения звезд, планет, искусственных
спутников и космических кораблей.
Однако
эти знания остаются для школьников
формальными, поскольку применяются
только для решения расчетных задач.
Вместе с тем, освоение этого материала
можно сделать интересным и понятным
обучающимся с помощью применения игровых
технологий», – сообщила автор исследования,
кандидат педагогических наук Галина
Ечмаева.
Свои
разработки педагоги ТюмГУ построили
на использовании подлинной игры-симулятора
Kerbal Space Program, выпущенной в 2015 году фирмой
Squad в сотрудничестве с НАСА и SpaceX, и
обладающей обширной библиотекой узлов
и модулей для сборки компьютерных реплик
как отечественных, так и зарубежных
ракет. В предлагаемой методике педагоги
адаптировали изучение небесной механики,
а также вопросы создания космических
аппаратов, расчеты параметров траекторий
их полетов, и знакомство с принципами
управления (пилотирования) кораблей
под задачи образования школьников.
«Игра
как способ обучения известен давно. Еще
Ушинский рекомендовал включать игровые
элементы в учебную деятельность, чтобы
сделать процесс познания более
эффективным. Сегодня игровые технологии
получили новый импульс. Использование
цифровых устройств и специализированного
программного обеспечения позволяет
вывести этот метод на новый технологический
уровень», – считает Галина Ечмаева.
Результаты исследования показали, что школьники при использовании разработанной методики не только легко заучивают предусмотренные программой формулы, но и начинают понимать, как они «работают», поскольку применение игрового симулятора позволяет «руками пощупать» небесную механику, хоть и в виртуальном пространстве Вселенной.
Здесь можно пройти отбор в космонавты.