На заседании Совета Российского союза ректоров обсудили трансформацию национального высшего образования

В.А. Садовничий открывает заседание Совета Российского союза ректоров. 

В.А. Садовничий открывает заседание Совета Российского союза ректоров. 

Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

19 апреля прошло заседание Совета Российского союза ректоров (РСР), на котором обсудили трансформацию российского образования. Предполагается, что новая национальная система высшего образования будет состоять из трех уровней: базовое (основное) высшее образование, специализированное высшее образование и аспирантура. Помимо ректоров, в заседании приняли участие глава Минобрнауки России В.Н. Фальков, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Л.С. Гумерова, депутат Государственной Думы Федерального собрания РФ С.В. Кабышев, помощник президента России А.А. Фурсенко и др.

Согласно посланию президента России В.В. Путина Федеральному собранию от 21 февраля 2023 г. в соответствии с вызовами, которые сегодня стоят перед Россией, отечественной высшей школе необходима трансформация через «синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий». Первостепенная задача изменений национальной системы высшего образования в том, чтобы обеспечить безопасность, суверенитет и конкурентоспособность России. Для этого за ближайшие пять лет  необходимо подготовить порядка 1 млн специалистов в области электронной промышленности, робототехники, металлургии, машиностроения, фармацевтики, сельского хозяйства, строительства, транспорта, атомной отрасли и др.

Планируется, что национальная система высшего образования изменится следующим образом: во-первых, предлагается вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием. Срок обучения может варьироваться от 4 до 6 лет в зависимости от конкретной профессии и запросов рынка труда. Во-вторых, если профессия требует дополнительной подготовки, выпускник сможет продолжить обучение в магистратуре или ординатуре. В-третьих, в отдельный уровень высшего образования выделят аспирантуру в целях подготовки кадров для научной и преподавательской деятельности. Эти изменения не повлияют на тех, кто уже получил высшее образование.

В.Н. Фальков.Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

В.Н. Фальков.
Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

Министр В.Н. Фальков в выступлении на заседании Совета РСР отметил, что в рамках трансформации системы высшего образования в России будут перераспределены контрольные цифры приема, при этом если по какому-либо направлению необходимо увеличить число обучающихся, то там должно возрасти и количество затрачиваемых ресурсов на их обеспечение качественной подготовкой. Так, В.Н. Фальков анонсировал, что уже в следующем учебном году возрастут КЦП по направлению «Инженерное дело, технологии и технические науки». Если в 2022-2023 гг. набиралось 245 148 абитуриентов, то в предстоящем новом учебном году КЦП по этому направлению составят 246 204. Министр также указал на важность изменения квалификационных требований к должностям, чтобы абитуриенты стремились не только к получению дипломов, но и знаний.

«Очевидно, что образование должно держать баланс между фундаментальными и прикладными областями знаний в условиях меняющихся задач экономики и рынка труда. При этом с учетом поручения президента России одна и та же программа в соответствии с целями и потребностью работодателей может быть реализована в разные сроки. Надо дифференцировать сроки подготовки специалистов с высшим образованием в зависимости от характера их будущей профессиональной деятельности», — сказал В.Н. Фальков.

Участники заседания имели возможность внести свои предложения по трансформации системы высшего образования, чтобы она учитывала запросы реального сектора экономики, фундаментальной науки и самих  абитуриентов. Так, президент Российского союза ректоров ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий в своем выступлении обратил внимание на несколько ключевых вопросов: сохранение преемственности научных школ, материальная поддержка аспирантов в целях повышения их мотивации на проведение исследований высокого уровня, влияние новых технологий на уровень образования студентов и др. В частности, В.А. Садовничий считает необходимым рассмотреть риски, связанные с использованием студентами методов искусственного интеллекта при подготовке научных работ.

Л.С. Гумерова. Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

Л.С. Гумерова.
Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

Л.С. Гумерова отметила высокую потребность грамотного психологического сопровождения образовательного процесса, в этой работе по ее предложению должен использоваться опыт психологических служб МГУ и СПбГУ, показавших свою эффективность. Помимо этого, она предложила создать единую цифровую платформу, на которой были бы представлены потребности промышленных предприятий регионов в кадрах и одновременно возможности вузов по подготовке специалистов. «Это позволит увидеть реальную картину и проработать необходимые механизмы для обеспечения специалистами предприятий регионов и на перспективу», — отметила парламентарий.

А.А. Фурсенко в своем выступлении подчеркнул, что новую систему высшего образования следует рассматривать как систему, открывающую возможности в условиях жесткой конкурентной среды, а при сравнении российских вузов с другими ведущими университетами необходимо не забывать о собственных национальных приоритетах. «Сегодня науки в университетах больше, чем когда бы то ни было, и не в нескольких ведущих, а в большинстве. Значит, нам есть, на что опереться. Давайте использовать эту уникальную возможность», — заключил А.А. Фурсенко.


Источник