На Проксиме Центавра обнаружена новая экзопланета

Художественное представление Проксимы Центавра d, третьей планеты в планетной системе, ближайшей к Солнцу. Предоставлено: ESO

Группа астрономов обнаружила новую планету, вращающуюся вокруг Проксимы Центавра. Это третья планета, обнаруженная в планетарной системе, сформировавшейся вокруг звезды, и одна из самых легких экзопланет из когда-либо наблюдавшихся.

Недавно открытая планета называется Проксима Центавра d. Ее звезда, красный карлик, находящийся всего в 4,2 световых годах от Солнца и известный как Проксима Центавра, уже является домом для двух других экзопланет. Однако эта планета является самой близкой и самой легкой в планетарной системе. Она проходит орбиту всего за 5 дней на расстоянии 4 миллионов километров от звезды, что составляет десятую часть расстояния между Меркурием и Солнцем. Ее масса составляет четверть массы Земли, что делает ее одной из самых легких экзопланет из когда-либо обнаруженных.

Проксима Центавра d была обнаружена благодаря высокой точности спектрографа ESPRESSO, расположенного в VLT (Очень большой телескоп) в Чили. Этот прибор использует метод радиальной скорости для идентификации новых планет. Таким образом, он наблюдает за изменениями в спектре звезды, которая гравитационно возмущена присутствием экзопланеты. Это возмущение становится менее значительным по мере уменьшения массы мира, вращающегося вокруг звезды. Возмущение Проксимы Центавра из-за недавно открытой планеты чрезвычайно мало: звезда движется вперед и назад со скоростью 40 см в секунду, или 1,44 километра в час. Поэтому, хотя сигнал от этого колебания был небольшим, он не был пропущен ESPRESSO и командой астрономов, ответственных за открытие.

Проксима Центавра и ее планеты

Проксима Центавра — самая близкая к Солнцу звезда. Наличие не одной, а трех экзопланет делает ее чрезвычайно интересной целью для будущих космических миссий. Названные в честь звезды, за которой следуют буквы b, c, d, в порядке открытия, эти планеты имеют различные характеристики.

Первая была анонсирована в 2016 году. Ее открытие было сделано благодаря спектрографу HARPS, расположенному в телескопе диаметром 3,6 м обсерватории Ла-Силла. Анализируя полученный спектр звезды, удалось определить ее колебания, обусловленные наличием планеты Проксима Центавра b. Эта планета по размеру похожа на Землю и находится в пригодной для жизни области звезды, то есть на расстоянии, которое позволяет сохранить воду в жидком состоянии. Она завершает орбиту вокруг Проксимы Центавра за 11 дней. Благодаря своим характеристикам она классифицируется как одна из наиболее похожих на Землю экзопланет.

На Проксиме Центавра обнаружена новая экзопланета
Изображение Альфа Центавра AB, а ниже Альфа Центавра — ближайший к Земле красный карлик. Голубой свет вокруг Альфа Центавра AB обусловлен фотографическим процессом. Звезда кажется такой же желтой, как наше Солнце. Фото: igitized Sky Survey 2

Хотя эта планета была подтверждена в 2020 году, Проксима Центавра c все еще является кандидатом в экзопланеты. Она была обнаружена аппаратом HARPS, который идентифицировал сигнал от объекта, примерно в семь раз превышающего размеры Земли и имеющего 5-летнюю орбиту. В ходе исследований, проведенных для подтверждения экзопланетной природы Проксимы Центавра b, впервые был замечен слабый сигнал, связанный с присутствием экзопланеты с периодом 5 дней. Она была названа Проксима Центавра d.

Новый взгляд на Вселенную

Идентификация Проксимы Центавра d представляет собой важную веху для научного сообщества. Таким образом, точность ESPRESSO продемонстрировала потенциал этого инструмента и метода лучевых скоростей в идентификации легких миров вблизи своих звезд. Проксима Центавра d открыла дверь для поиска этого типа экзопланет, которые, как считается, являются самыми многочисленными во Вселенной. В сотрудничестве с европейским Чрезвычайно большим телескопом, строящимся на площадке в Атамаке, он продолжит расширять каталог экзопланет и наше понимание их формирования и эволюции.