На орбите ближайшей к Земле звезды обнаружена планета

Используя данные, собранные за четыре года с помощью Очень большого телескопа (VLT) Европейской южной обсерватории (ESO), астрономы обнаружили планету, вращающуюся вокруг звезды Барнарда — ближайшей к нашему Солнцу звезды.

Внесолнечная планета, получившая название Barnard b, имеет массу не менее половины массы Венеры, а год на ней длится чуть больше трех земных дней. Наблюдения также указывают на существование еще трех экзопланет-кандидатов на различных орбитах вокруг звезды.

Находясь всего в 6 световых годах от Земли, звезда Барнарда является второй ближайшей звездной системой после группы Альфа Центавра, состоящей из трех звезд. Из-за своей близости она является главной целью в поисках экзопланет, похожих на Землю. На сегодняшний день ни одна орбитальная планета еще не подтверждена.

Наблюдения с помощью ESPRESSO

Для наблюдений исследователи использовали ESPRESSO (Echelle SPectrograph for Rocky Exoplanets and Stable Spectroscopic Observations) — высокоточный прибор, предназначенный для измерения колебаний звезды, вызванных гравитационным притяжением одной или нескольких орбитальных планет.

Звезда Барнарда, научное название которой GJ 699, является одним из основных объектов наблюдений ESPRESSO в гарантированное время благодаря своей близости к Солнцу, относительно низкой магнитной активности и возможности поиска землеподобных планет в ее обитаемой зоне.

Наблюдения за ней проводились в течение четырех лет, с мая 2019 по июль 2023 года. Помимо этих наблюдений, для поиска Barnard b ученые также использовали открытые данные других инструментов, специализирующихся на поиске экзопланет: HARPS в обсерватории Ла-Силла, HARPS-N и CARMENES.

Исследователи искали сигналы от возможных экзопланет в обитаемой зоне звезды Барнарда — зоне, где на поверхности планеты может существовать жидкая вода. Красные карлики, подобные звезде Барнарда, часто используются астрономами, потому что там легче обнаружить каменистые планеты малой массы, чем вокруг более крупных, похожих на Солнце звезд.

Именно там была обнаружена одна из самых низкомассивных известных экзопланет и одна из немногих известных планет с массой меньше массы Земли. Этот мир находится в 20 раз ближе к звезде Барнарда, чем Меркурий к Солнцу, поэтому он обращается вокруг своей звезды за 3,15 земных суток и имеет температуру поверхности около 125 °C.

Именно потому, что планета находится слишком близко к звезде-хозяину, ближе, чем зона обитаемости, несмотря на то, что звезда примерно на 2500° холоднее нашего Солнца, она слишком горячая для поддержания жидкой воды на поверхности.

Планета была названа «Barnard b», потому что обычно экзопланеты называют в честь звезды-хозяина с добавлением строчной буквы: «b» обозначает первую известную планету, «c» — следующую и так далее.

Помимо подтвержденной планеты, международная команда также обнаружила признаки еще трех экзопланет-кандидатов, вращающихся вокруг той же звезды. Однако для их подтверждения потребуются дальнейшие наблюдения с помощью ESPRESSO.

С исследованием, опубликованным в журнале Astronomy & Astrophysics, можно ознакомиться здесь.