Могут ли близкие звезды иметь пригодные для жизни экзопланеты? Рентгеновская обсерватория НАСА Чандра надеется выяснить это Поиски жизни за пределами Земли неустанно продолжаются. Астрономы, использующие рентгеновскую обсерваторию НАСА «Чандра», а также XMM-Newton Европейского космического агентства, проводят новые исследования и надеются заложить основу для будущих проектов.

Исследователи используют «Чандру» для изучения излучения, испускаемого близлежащими звездами, чтобы установить, могут ли экзопланеты, вращающиеся вокруг этих звезд, быть пригодными для жизни. Рентгеновское и ультрафиолетовое излучение при достаточно высоких уровнях может повредить атмосферу экзопланеты, что снижает возможность существования жизни (в том виде, в котором мы ее знаем).

«Без определения характеристик рентгеновского излучения от звезды-хозяина мы не сможем определить, является ли планета действительно пригодной для жизни или нет«, — говорит астроном Бреанна Биндер из Калифорнийского государственного политехнического университета, возглавившая исследование экзопланеты.

«Нам нужно посмотреть, какую дозу рентгеновского излучения получают эти планеты«.

На данный момент команда изучила 57 близлежащих звезд, проанализировав яркость и энергию их рентгеновского излучения, а также скорость изменения рентгеновского излучения в результате вспышек на звездах. «Мы обнаружили звезды, у которых условия рентгеновского излучения в обитаемой зоне похожи или даже мягче, чем те, в которых эволюционировала Земля«, — говорит научный сотрудник Сара Пикок из Университета Мэриленда в округе Балтимор. «Такие условия могут играть ключевую роль в поддержании богатой атмосферы, подобной той, что есть на Земле».

Хотя только у некоторых из 57 звезд обнаружены пригодные для жизни экзопланеты, скорее всего, их гораздо больше — просто мы их еще не нашли. Для сравнения: мы обнаружили более 5500 экзопланет, но еще около 10 000 кандидатов находятся в процессе изучения. В конечном итоге только в одной галактике Млечный Путь, вероятно, существуют миллиарды экзопланет.

«Мы не знаем, сколько планет, похожих на Землю, будет обнаружено на изображениях с помощью следующего поколения телескопов, но мы знаем, что время наблюдений за ними будет драгоценным и получить его будет крайне сложно«, — говорит астробиолог Эдвард Швитерман из Калифорнийского университета в Риверсайде. «Эти рентгеновские данные помогают уточнить и определить приоритетность списка целей и, возможно, позволят быстрее получить первое изображение планеты, похожей на Землю«.