Марафон Знание. Первые. Профессор Вячеслав Дубынин о том, сможет ли искусственный интеллект заменить естественный

С 4 по 6 ноября в Москве проходит Федеральный просветительский марафон «Знание. Первые». Главной площадкой события стал Центральный выставочный зал «Манеж». В программе ― выступления более 100 спикеров, среди которых министры правительства России, главы госкорпораций, деятели науки, культуры и спорта. Спектр обсуждаемых вопросов широк: от внешних вызовов, стоящих перед страной, до будущего отечественной космонавтики и кинематографа. И, конечно, организаторы уделили большое внимание теме цифровых технологий. Пятого ноября на главной сцене форума на вопрос «Могут ли машины думать?»  отвечал доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ Вячеслав Дубынин.

Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

Лекцию профессор начал словами о том, что сегодня каждому мыслящему человеку гораздо важнее беспокоиться о своем естественном интеллекте (ЕИ), нежели бояться стремительного развития интеллекта искусственного (ИИ): «Каждый должен прислушаться к своему ЕИ: за день я поумнел? Я узнал что-то новое? Я чему-то научился? Я приобрел какие-то навыки? Вот это задача! А с ИИ как-нибудь разберемся».

Вячеслав Дубынин полагает, что ИИ вряд ли полностью вытеснит человека из какой-либо сферы деятельности. Особенно из той, где необходима мелкая мышечная моторика. И это, по мнению профессора, парадоксально. Ведь когда изначально создавали роботов, то планировали, что они будут выполнять грубую физическую работу, а человек займется исключительно мыслительной и творческой деятельностью. Однако исследования показали противоположное. Ученый объяснил, что, исходя из физиологии мозга, можно выделить 5 больших функций нервной системы: первая — память, вторая — сенсорика, третья связана с потребностями и эмоциями, четвертая —  это мышление и принятие решений, пятая —  движение, то есть управление мышцами и внутренними органами. И к удивлению специалистов, выяснилось, что больше всего нейронов задействуют не мышление, творчество и прогнозирование, а движение.

«Если мы смотрим на то, как устроен наш мозг, то видим, что  две трети нейронов занимаются движениями. Почему это такая сложная задача? И почему она требует таких гигантских вычислительных ресурсов от мозга? Потому что каждая мышечная клетка управляется отдельной командой, а у нас их миллиарды… И когда мы тонко и сложно двигаемся (это и моторика пальцев, спорт, танцы), вся наша нервная система развивается», —  рассказывает слушателям Вячеслав Дубынин.  

Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

На этом фоне память — самая простая функция, которую уже успешно имитируют нейросети. Потому что это наиболее застывший поток информации. И с памятью компьютеры с их полупроводниками работают намного эффективнее, быстрее и надежнее, нежели живые нервные клетки. К тому же человек склонен забывать неактуальную для него информацию, что связано с эволюционным механизмом экономии энергии в организме. И что интересно, отмечает Вячеслав Дубынин, так же ведут себя нейросети. Когда, например, их обучают отличать одно изображение от другого, то в начале процесса задействованы 100% виртуальных нейронов, а к концу — 10–20% от общего числа. То есть закон экономии энергии одинаков и для живых, и для искусственных систем, делает вывод профессор.

Вторая область, в которой ИИ начал превосходить человека в скорости обучения и обработки информации, — это развитие сенсорных способностей.

«Наверное, вы знаете, что у ваших домашних компьютеров так называемая тактовая частота —  это гигагерцы, а наш внутренний компьютер (нейроны) работает на тактовой частоте 100–200 герц. Это очень медленно. Опять же, наверное, вы знаете, что по проводочкам сигнал бежит почти со скоростью света, а у нас максимум 100 м в секунду. Это очень мало»,  — поясняет Вячеслав Дубынин.

В целом профессор допускает, что современный уровень науки и техники позволяет создать ИИ, который сможет заниматься практически любым видом деятельности, если человек это позволит. Потому что имеет значение не наличие определенных отделов мозга, а достаточно сложная по своему строению нервная система, способная воспринимать и запоминать сенсорную информацию и на ее основе строить картину мира. А это и есть основа мышления. К тому же у человека из-за речи и умения словами обозначать объекты самый большой и развитый среди существ на планете участок мозга, отвечающий за обобщение сенсорной информации.  

«Если мы создали систему с такими свойствами, она, конечно, будет учиться и тоже будет оперировать словами, заниматься творчеством, рисовать картины, управлять автомобилем, если мы все это правильно подсоединим… Но получается, что мы запускаем на эту планету еще одно разумное существо… И ясно, что каждый ИИ, сложный, по-другому, обобщенный (general), будет отдельной сущностью… Ведь в отличие от человека, эти искусственные интеллекты бессмертны. Поэтому тут все непросто»,размышляет Вячеслав Дубынин.  

Но все-таки профессор считает, что сейчас в большей степени ИИ развивают в качестве очень полезного и высокоэффективного инструмента. И речь идет не о том, что нейросети заместят людей. Скорее сам человек, который владеет ИИ как инструментом, будет  вытеснять тех, кто им не пользуется.

В конце лекции Вячеслав Дубынин вместе с аудиторией сыграл в интерактивную игру: необходимо было угадать, какая картина, фотография и стихотворение создана нейросетью, а какая —  человеком. Игра показала, что сделать это не так-то просто. Авторство большинства изображений профессор и слушатели определили верно. А вот с текстами получилось наоборот, на что ученый еще раз призвал молодежь развиваться, расти творчески и становиться сложнее, как это уже делает искусственный интеллект.

Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

 


Источник