Александр Александрович Зиновьев — российский философ, писатель, социолог и публицист, основавший жанр «социологический роман», в котором творческая мысль сочетается с описанием острых общественных проблем. Портал «Научная Россия» освещает деятельность Зиновьевского клуба, учрежденного Биографическим институтом Александра Зиновьева и посвящающего регулярные встречи обсуждению актуальных тем мировой повестки. 30 ноября в рамках Международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fictio№25 состоялось заседание Зиновьевского клуба на тему: «Театрология Александра Зиновьева: балет, драма, мюзикл, кино по книгам русского классика», открывшее гостям новые грани творчества писателя. В роли организатора мероприятия выступил Издательский дом «Канон-Плюс» им. Александра Зиновьева.
В мероприятии приняли участие члены Зиновьевского клуба, представители общественности, эксперты в областях науки и культуры.
«Сегодня у нас проходит необычное заседание Зиновьевского клуба, которое посвящено вопросу театрологии Александра Зиновьева. Эта тема бесконечна: как известно, театрология — это, по сути, драматургия. <…> Грань между театрологией и театрократией очень тонкая: где начиналась драматургия А.А. Зиновьева, а где продолжалась его власть над умами?», — выступил вице-президент Биографического института Александра Зиновьева Алексей Сергеевич Блинов.
«Впервые спектакли по мотивам работ Александра Александровича “Иди на Голгофу” и “Я мечтаю о новом человеке” состоялись в Костроме, на его Родине. Спектакли поставил молодежный театр-студия, который в дальнейшем был назван в честь А.А. Зиновьева», — рассказала председатель Зиновьевского клуба, почетный президент Международного общества «Россия — Германия», президент Биографического института Александра Зиновьева Ольга Мироновна Зиновьева.
«Гигантским знаменательным событием в жизни и биографии Александра Александровича post mortem стала постановка в 2014 г. балета «Крик» на сцене Одесского академического театра оперы и балета», — подчеркнула Ольга Мироновна. Произведение поставлено по книге А.А. Зиновьева «Иди на Голгофу», которую О.М. Зиновьева назвала душераздирающим романом, сильнейшим по производимому на читателя впечатлению. Премьера новой редакции балета состоялась 28–29 октября 2023 г. в день рождения Александра Александровича.
«Для нас эти два дня премьеры были совершенно душераздирающей радостью, — поделилась О.М. Зиновьева. — Балет прилетит в Москву 13 мая. <…> Его премьера состоится в театре им. Моссовета».
В качестве иных примеров воплощения творческих идей А.А. Зиновьева Ольга Мироновна привела фильмы «Зияющие высоты» и «Правила жизни в человейнике» петербургского режиссера Максима Катушкина, поставленный во Франции спектакль по роману «Живи», готовящуюся к выходу рок-оперу по роману «Веселие Руси» и проект «Литературно-музыкальные читки “Театр Зиновьева”».
«Александр Александрович Зиновьев сам создал очень много произведений драматического характера: это и пьесы, и киносценарии», — продолжил А.С. Блинов. В качестве примера эксперт привел антишпионскую книгу А.А. Зиновьева «Государственный жених» и отметил, что из-под пера писателя вышла целая серия антишпионских романов.
Заместитель директора Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля, руководитель музейного центра «Московский дом Достоевского», биограф А.А. Зиновьева Павел Евгеньевич Фокин поделился редкими деталями из жизни писателя и отметил интересный парадокс театрологии А.А. Зиновьева.
«Александр Александрович Зиновьев никогда не играл. Он как раз был человеком, который настаивал на том, чтобы быть собой в любых обстоятельствах, как бы они ни сложились. <…> Надевать какую-то маску, прятаться за каким-то образом было не для Зиновьева», — подчеркнул П.Е. Фокин.
«Мне бы хотелось увидеть спектакль по судьбе самого Александра Александровича, потому что она заслуживает отдельной пьесы и абсолютно уникальна», — заметил директор издательства «Канон-Плюс» Юрий Валентинович Божко.
Действительно, память о непростом жизненном пути А.А. Зиновьева постепенно облекается в творческую форму.
«Российский драматург Елена Исаева, автор прекрасного спектакля “Женщины Сергея Есенина” и других прогремевших премьер — очень большой мастер драматического театра. Она написала футуристическую пьесу “Объект “Феникс”, по сути, рассказывающую о семье Зиновьевых. Действо происходит в будущем, где некая закрытая каста управляет миром посредством способности стирать память и заново возвращать людей в прошлое, чтобы они никогда не жили в будущем. Закрученность сюжета позволяет повысить драматизм происходящего: чтобы преодолеть круг бесконечно повторяющегося прошлого, жить обычной человеческой жизнью и иметь настоящее и будущее, человечеству нужно совершить некий интеллектуальный подвиг, вспомнить что-то очень важное, что связано с Зиновьевым. Главная героиня пьесы — сама Ольга Зиновьева. По сюжету правящая миром каста людей усыпила ее на несколько десятилетий, чтобы человечество осталось в бесконечном прошлом. Группа людей, которая хочет спасти человечество, разбудила героиню, и в финале у них остается буквально несколько минут, чтобы вспомнить пароль. После нескольких неуспешных попыток пароль вспоминается. Конец очень трогательный и эмоциональный. Это душераздирающее зрелище для всех, кто слушает и читает пьесу, особенно кто знает творчество А.А. Зиновьева: паролем оказывается любимое произведение Александра Зиновьева», — поделился сюжетом нового произведения А.С. Блинов. Он добавил, что в настоящее время для постановки пьесы нужны подходящий театр и должное финансирование, так как действо происходит в будущем, и для достойной передачи атмосферы требуются качественные футуристичные декорации.
В заключение к слушателям обратился член Зиновьевского клуба, профессор ВШЭ, доктор философских наук Леонид Владимирович Поляков, посвятив выступление поэзии в творчестве А.А. Зиновьева.
«Зиновьева не спрячешь. Чем больше его будут прятать, тем более явно он будет выходить на поверхность нашей тяжелой, драматичной, красивой постсоветской жизни», — подчеркнула О.М. Зиновьева.
«Сейчас мы работаем и с рядом российских драматургов, и с театрами. К творчеству А.А. Зиновьева проявляется большой интерес. Но для этого все-таки нужно, чтобы театралы и руководство театров были просвещенными людьми», — отметил А.С. Блинов.
Ольга Мироновна рассказала «Научной России», с чего стоит начинать знакомство с творчеством А.А. Зиновьева.
«Можно начинать с любого произведения А.А. Зиновьева, потому что он излагает свою мысль ясно, четко, последовательно и недвусмысленно. Но чтобы облегчить вхождение в его сложный понятийный мир, я бы порекомендовала начать с ”Исповеди отщепенца” — его автобиографии, где он говорит о себе беспощадно и откровенно, так же как и об обществе, в котором он жил, творил и в котором прошла вся его судьба. Еще есть замечательная биография А.А. Зиновьева из серии ”Жизнь замечательных людей”, которую написал П.Е. Фокин. Почитайте эту книгу. Она станет для вас ”путеводителем”», — рекомендовала О.М. Зиновьева.
Посетители non/fictio№25 могут познакомиться с творчеством А.А. Зиновьева и приобрести книги писателя на стенде издательства «Канон-Плюс» в зоне Альянса независимых издателей и книгораспространителей. Ярмарка продлится до 3 декабря 2023 г.