Космический интенсив в ИКИ РАН

5–8 апреля 2023 года в Институте космических исследований РАН прошел образовательный интенсив для учеников «космических классов» школы №60 Ростова-на-Дону. Интенсив был организован в рамках сотрудничества по программе «Базовые школы РАН». Взаимодействие с научными центрами – одна из основных идей этого проекта, который призван ориентировать школьников на карьеру в сфере науки и высоких технологий.

Автор фото Татьяна Жаркова, ИКИ РАН

С 1 сентября 2022 года Муниципальное автономное образовательное учреждение (МАОУ) «Школа № 60» г. Ростов-на-Дону совместно с государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» открыло новое направление инженерно-технологического профиля — космические классы. Обучающиеся в них дети углубленно изучают физику, математику и информатику в привязке к технологиям и задачам ракетно-космической отрасли, проходят практико-ориентированные курсы по аэродинамике и баллистике, геоинформатике, навигации, механике космического полета и другие.

В образовательном интенсиве в ИКИ РАН приняли участие ученики пятого и десятого «космических классов». Целью интенсива стали формирование и поддержание интереса у школьников к космическим исследованиям.

Первая часть программы была лекционной. Сотрудники ИКИ подготовили и провели лекции по секциям «Физика Солнечной системы», «Астрофизика», «Исследования Луны», «Планетные исследования», а также лекции общего характера.

Открыл интенсив Андрей Юрьевич Малыхин, научный сотрудник отдела физики космической плазмы. В ознакомительной лекции о работе ИКИ для всех участников он подробно рассказал о космических проектах, в которых принимал участие Институт, и о новых направлениях исследований, таких как устойчивое развитие Земли. Затем, когда ребята разделились по потокам, он рассказал ученикам пятого класса о Солнце, а десятиклассникам – о физике плазмы.

Вместе с Денисом Анатольевичем Беляевым, старшим научным сотрудником отдела физики планет, ученики пятого класса совершили виртуальное путешествие по Солнечной системе, узнали о планетах земной группы и планетах-гигантах. О воде в Солнечной системе рассказал Максим Леонидович Литвак, профессор РАН, заведующий лабораторией отдела ядерной планетологии. Вода на других планетах, кроме Земли, возможно, является ключом к пониманию того, как зародилась жизнь и есть ли живые организмы вне Земли. Дарья Геннадьевна Евдокимова, научный сотрудник отдела физики планет, познакомила участников интенсива с понятием спектра планеты и тем, как происходит его расшифровка.

О различных аспектах дистанционного зондирования Земли рассказал Михаил Александрович Бурцев, заведующий лабораторией отдела технологий спутникового мониторинга. Технологии дистанционного зондирования Земли из космоса представляют собой незаменимый инструмент изучения и постоянного мониторинга нашей планеты, помогающий эффективно использовать и управлять ее ресурсами.

Екатерина Александровна Кузнецова, научный сотрудник лаборатории фундаментальной и прикладной рентгеновской астрофизики, провела лекцию «Рентгеновское сердце Млечного пути». А Майя Викторовна Дьячкова, младший научный сотрудник отдела ядерной планетологии, выступила с лекцией «До Луны и обратно».

Лекцию «Астрофизика: звезды живые и не очень» прочёл Илья Александрович Мереминский, научный сотрудник лаборатории фундаментальной и прикладной рентгеновской астрофизики. Он рассказал старшеклассникам об эволюции звезд и в том числе о том, какое будущее ждёт наше Солнце. Лекцию «Горячий космос и его цвета» на непростую для пятиклассников тему представил Андрей Николаевич Семена, научный сотрудник отдела астрофизики высоких энергий. На наглядных примерах он объяснил детям, что такое светимость звёзд, как разные диапазоны длин волн соответствуют различным цветам. А тема взрывов сверхновых вызвала бурные дискуссии не только среди детей, но и среди их родителей. Многих интересовало, на какую планету смогут переселиться жители Земли, когда появится угроза того, что Солнце перестанет существовать. Сергей Юрьевич Никифоров, научный сотрудник отдела ядерной планетологии, подробно рассказал об исследовании Марса орбитальными приборами и марсоходами.

Кроме лекций образовательная программа включала экскурсию по территории ИКИ. Под руководством Марии Владимировны Кузнецовой, научного сотрудника отдела астрофизики высоких энергий, ребята посетили чистовое помещение, где были изготовлены детекторы для российского телескопа ART-XC им. М.Н. Павлинского обсерватории «Спектр-РГ», который занимается глубоким обзором плоскости нашей Галактики. Ребята узнали о строгих правилах работы в данном помещении: там нельзя работать в обычной одежде, необходимо надевать особый костюм и даже использовать специальную бумагу, так как с обычных листов осыпаются микрочастицы, которые могут нарушить процесс работы.

Автор фото Татьяна Жаркова, ИКИ РАН

Участникам интенсива подробно рассказали о проекте «Луна-25» и показали стенд для отработки научной аппаратуры. Ученики посетили зал, где проводятся испытания в рамках проектов «Луна-25» и «Луна-27». Именно там испытывался ковш, который будет копать лунный грунт, на аппарате «Луна-25». Для испытаний был специально изготовлен аналог лунного грунта. В него добавляли воду и замораживали, чтобы добиться максимального сходства с условиями на поверхности Луны.

Участники образовательного интенсива не только пообщались с учеными и инженерами ИКИ РАН, но и побывали на экскурсиях в Центре управления полётом г. Королев и в Музее космонавтики на ВДНХ.

В завершающий день интенсива состоялась экскурсия по выставочному залу ИКИ РАН. Особенно ребят заинтересовали аппараты «Вега» — советские автоматические межпланетные станции, предназначенные для изучения Венеры и кометы Галлея. Дмитрий Алексеевич Горинов, младший научный сотрудник отдела физики планет, отвечал на вопросы о том, как проходила подготовка к отправке станций к Венере, как аппараты выдерживали высокую температуру на поверхности планеты, которая достигает 462 °C,  и могли передавать информацию учёным.

В завершение Андрей Михайлович Садовский, учёный секретарь ИКИ РАН, прочитал лекцию для всех участников интенсива, поблагодарил их за интерес к науке и выразил надежду на дальнейшее сотрудничество.

О том, насколько важны подобные мероприятия в образовании, говорили все: ученики, их учителя, родители и сотрудники ИКИ.

Евгения Николаевна Миронова, заместитель директора МАОУ «Школа №60», поблагодарила организаторов и сделала акцент на том, что сотрудничество «космических классов» и ИКИ РАН играет большую роль в развитии детей: «Углублённая профилизация, расширение кругозора и знакомство с учеными обязательно помогут детям, заинтересованным в космических исследованиях».

Ирина Евгеньевна Савостьянова, классный руководитель десятого «космического класса», отметила, что дети-участники интенсива получили возможность прикоснуться к настоящей науке и взглянуть на процесс получения знаний под другим углом: «не ради хорошей оценки, а для открытия больших перспектив, ведь именно за наукой будущее».

Ученики рассказали, что дни интенсива были очень интересными и насыщенными. Учащиеся десятого класса поделились своими впечатлениями: Вадима Дернова удивило наличие воды на Луне и Марсе, Дмитрий Клинков отметил профессионализм лекторов и доступный формат изложения материала, Артемий Яковенко назвал все лекции запоминающимися и подчеркнул, что у каждого сотрудника, выступавшего перед учениками, был свой подход. Особенно ярко Дарье Шенгелия запомнилось то, как увлеченно научные сотрудники читали лекции.

Автор фото Татьяна Жаркова, ИКИ РАН

Полезной поездка оказалась и для пятиклассников. Ребята и их родители находили в лекциях ответы на вопросы, важные для исследовательских проектов, беседовали с лекторами и искали идеи для новых работ.
Многие ребята отметили, что более серьезно задумались о карьере в области космических исследований после посещения ИКИ РАН.

Продемонстрировать полученные знания и умения ученики космических классов смогут в исследовательской и проектной деятельности, конкурсных мероприятиях, связанных с космической деятельностью.

 

Автор фото: Татьяна Жаркова, ИКИ РАН

Автор текста: Анастасия Семьянинова, ИКИ РАН


Источник