Комета могла вызвать исчезновение динозавров, а не астероид

Комета могла вызвать исчезновение динозавров, а не астероид Астрономы предлагают альтернативу вымиранию не птичьих динозавров. Комета, идущая прямо из облака Оорта, а не астероид, могла отклониться от курса под действием силы тяжести Юпитера, что привело ее к трению о Солнце. Мощные приливно-отливные силы нашей звезды тогда оторвали бы фрагменты этой кометы, и один из них, наконец, столкнулся бы с Землей.

Вымирание динозавров

Шестьдесят шесть миллионов лет назад камень диаметром около десяти километров, спокойно проплывший через пояс астероидов, был отклонен со своего пути, чтобы закончить свое путешествие по нашей планете. Взрыв и его последствия привели к исчезновению около 75 процентов всех живых существ. Первыми жертвами были динозавры, за ними следовали морские существа и растения.

По крайней мере, это наиболее широко принятая гипотеза с начала 1980-х годов. Она основана на анализе осадочных слоев, расположенных на границе мела и палеогена — обнаруженных во всем мире, — который включает в себя необычайно высоких концентраций иридия — металла, который чаще встречается в астероидах, чем на Земле.

С тех пор специалисты определили наиболее вероятное место падения: большой кратер Чиксулуб в Мексике, впервые обнаруженный в конце 1970-х годов. Эта гипотеза была подтверждена в 2016 году, когда в рамках проекта бурения были взяты образцы керна, подтвердив, что поверхность подвергалась огромному давлению, в течение нескольких минут.

При этом группа астрономов теперь предлагает альтернативу этому происхождению. Их работа опубликована в Scientific Reports.

Кометное происхождение?

Студент Гарвардского университета Амир Сирадж и астрофизик Ави Леб несколько лет назад начали изучать частоту столкновений астероидов и комет с земными экзопланетами. Эта работа также заставила их сосредоточиться на так называемых долгоживущих кометах нашей солнечной системы. В основном они приходят из Облака Оорта, расположенного на краю Солнечной системы, примерно в 100 000 астрономических единиц от Солнца. Это в 100000 раз больше расстояния от Земли до Солнца.

Их анализ выявил несколько моментов. С одной стороны, гравитационное поле Юпитера достаточно сильно, чтобы отклонить многие долгопериодические кометы от Облака Оорта, приближая их очень близко к Солнцу.

С другой стороны, что значительная часть событий пересечения Земли этими кометами непосредственно предшествовала удивительно близким встречам с Солнцем.

В-третьих, моделирование также показало, что кометы диаметром от 10 до 60 километров могут быть разорваны на более мелкие фрагменты мощными приливными силами нашей звезды.

Комета могла вызвать исчезновение динозавров, а не астероид

Исследователи также установили, что эти события происходят так часто — и производят такое большое количество фрагментов — что вероятность того, что вероятность того, что они вызовут удар размером с Чиксулуб, больше, чем частота столкновений с популяциями астероидов.

Необычный состав ударного кратера Чиксулуба — углеродистый хондрит — снова предполагает, что он, вероятно, произошел из Облака Оорта, где этого материала гораздо больше, чем в главном поясе астероидов.

Наконец, авторы также сообщают о других ударных кратерах аналогичного состава, в частности о кратере Вредефорт в Южной Африке — результат удара около двух миллиардов лет назад — и кратере Жаманшин в Казахстане, который образовался в результате удара в течение последнего миллиона лет. Однако это время согласуется с расчетами Сираджа и Леба, предполагающими, что такие объекты должны падать на Землю каждые 250 000-730 000 лет.

Хотя теория привлекательна, она в основном основана на симуляциях. Очевидно, что для подтверждения этого потребуется дальнейшая работа. В частности, исследователи планируют посмотреть на чилийскую Обсерваторию Вера Рубин — которая увидит свой первый свет в следующем году — чтобы подтвердить свою гипотезу. «Я надеюсь, что мы сможем проверить теорию, имея больше данных о долгоживущих кометах, получая более точную статистику и, возможно, увидев некоторые свидетельства наличия некоторых фрагментов«, — заключает Ави Леб.