Из этого скопления вылетают десятки сверхскоростных звезд

Из этого скопления вылетают десятки сверхскоростных звезд Гиперскоростные звезды, выбрасываемые с невероятной скоростью из места своего рождения, интригуют астрономов уже много лет. Недавнее исследование выявило интересный пример этого явления. В звездном скоплении под названием R136, расположенном в Большом Магеллановом Облаке, 55 таких массивных звезд были выброшены в космос на впечатляющих скоростях.

Что такое гиперскоростная звезда?

Гиперскоростная звезда — это звезда, которая движется со скоростью, значительно превышающей обычно наблюдаемую. В случае со звездами, обнаруженными вокруг скопления R136, некоторые из них были выброшены со скоростью до 100 000 километров в час. Такие гиперскоростные звезды не остаются в скоплении, где они родились, а буквально выбрасываются в межзвездное пространство.

Звезды, изгнанные из R136, происходят из скопления, расположенного в Большом Магеллановом Облаке, галактике-спутнике нашей собственной. В этом скоплении, которое еще очень молодо, находятся одни из самых массивных звезд во Вселенной, например BAT99-98, звезда, в 300 раз более массивная, чем наше Солнце. Однако около трети этих массивных звезд уже потеряны, выброшены в космос на большой скорости.

Двухэтапное изгнание

С помощью наблюдений Gaia и компьютерного моделирования исследователи выяснили, что выбросы звезд с высокой скоростью происходили в два разных этапа. Первый эпизод датируется 1,8 миллиона лет назад, когда образовалось скопление R136. В то время многие звезды выбрасывались случайным образом, а некоторые уже удалялись на сотни световых лет от места своего происхождения.

Второй эпизод — более поздний, он датируется примерно 200 000 лет назад. В отличие от первого, звезды, выброшенные в это время, движутся медленнее и в общем направлении. Исследователи полагают, что второе событие может быть вызвано взаимодействием между R136 и другим близлежащим звездным скоплением, обнаруженным только в 2012 году. Это взаимодействие может даже привести к слиянию двух скоплений в ближайшем будущем.

Отметим, что массивные звезды, выброшенные из R136, живут недолго. Эти звезды расходуют энергию с бешеной скоростью и заканчивают свою жизнь в результате впечатляющего взрыва, называемого сверхновой. Взорвавшись, они оставляют после себя чрезвычайно плотные объекты, такие как нейтронные звезды или черные дыры. Некоторые из этих звезд могут пролететь до 1 000 световых лет, прежде чем взорваться.

Важность этого открытия

Это открытие особенно важно для ученых, поскольку позволяет им лучше понять динамику внутри звездных скоплений. Как эти молодые звезды взаимодействуют друг с другом? Какие силы позволяют одним из них выбрасываться, а другим оставаться в скоплении? Частично ответы на эти вопросы можно получить, наблюдая за сверхскоростными звездами.

Как объясняет Алекс де Котер, один из авторов исследования, «R136 только сформировалась, поэтому убегающие звезды еще не настолько далеки, чтобы их невозможно было идентифицировать». Когда эти звезды еще будут рядом, ученые смогут провести надежные статистические исследования и сделать выводы о способах выброса этих звезд.

Подробности исследования опубликованы в журнале Nature.