Время, проведенное за просмотром телевизора или компьютерными играми, оказывает заметное и долгосрочное влияние на работу мозга детей, сообщает медицинский журнал Medicalxpress. Результаты работы опубликованы в журнале Early Education and Development, где наряду с негативным влиянием гаджетов отмечены и некоторые положительные эффекты. В работе использовалась технология нейровизуализации для измерения влияния цифровых технологий на мозг детей в возрасте до 12 лет. В общей сложности в исследование включено более 30 000 участников.
Результаты показали, что экранное время приводит к изменениям в префронтальной коре головного мозга, которая является основой исполнительных функций, таких как способность запоминать, планировать или гибко реагировать на ситуации. Также обнаружено воздействие на теменную долю, которая помогает воспринимать прикосновения, давление, тепло, холод и боль; на височную долю, которая важна для памяти, слуха и языка; и на затылочную долю, которая помогает интерпретировать визуальную информацию.
«Педагоги и воспитатели должны признать, что когнитивное развитие детей связано с их цифровым опытом. Запрет проводить время за экраном – эффективный, но не самый легкий способ, можно разработать и внедрить более инновационные, дружественные и практичные стратегии», – говорит автор исследования, профессор Хуэй Ли (Hui Li).
Исследовательская группа хотела выяснить, как цифровая активность влияет на пластичность мозга в критические периоды развития. Известно, что зрительное развитие происходит в основном до 8 лет, а для овладения языком ключевым периодом является возраст до 12 лет.
Участники исследования использовали экранные игры, виртуальные визуальные сцены, просмотр и редактирование видео, а также доступ в сеть Интернет. Влияние цифровых средств оценивается как потенциально положительное, так и отрицательное, но преобладает все же негативный эффект.
Например, в некоторых исследованиях было отмечено пагубное влияние экранного времени на функции мозга, необходимые для внимания, способности к контролю, когнитивных процессов и функциональной связи. В других выяснилось, что большое количество экранного времени связано со снижением функциональной активности в областях мозга, связанных с языком и контролем, что негативно сказывается на когнитивном развитии детей.
Также было обнаружено, что пользователи планшетных устройств хуже справляются с функциями мозга и задачами по решению проблем. В четырех исследованиях было обнаружено, что использование видеоигр и большого количества Интернета влечет за собой негативные изменения в областях, влияющих на показатели интеллекта и объема мозга.
Однако в шести исследованиях было показано, что цифровые технологии могут положительно влиять на ребенка. Так, в одном из них было обнаружено улучшение способности к фокусировке и обучению в лобной доле мозга. Другое исследование показало, что видеоигры могут способствовать развитию исполнительных функций и когнитивных навыков детей.
Итак, государствам необходимо разрабатывать и проводить в жизнь политику, направленную на защиту и улучшение развития мозга детей в эпоху цифровых технологий, что может включать в себя предоставление ресурсов и стимулов для изучения цифровых вмешательств, направленных на стимулирование развития мозга детей.
[Фото: Dorothy Kozlowski/UGA]