И снова 1 сентября — В России празднуют День знаний

И снова 1 сентября — В России празднуют День знаний. Источник: Алексей Мальгавко / РИА Новости

Традиционно 1 сентября — начало учебного года в школах, колледжах и высших учебных заведениях и дата празднования Дня знаний, посвященного торжественному вхождению и возвращению учеников в стены обители знаний. На протяжении почти 40 лет праздник официально отмечается в России и ряде стран, прежде бывших в составе СССР. Но почему учебный год начинается именно первого сентября? Об этом — в нашем материале. 

1 сентября — история даты

15 июня 1984 г. по указу президиума Верховного Совета СССР 1 сентября утверждено датой празднования Дня знаний. Одним из создателей этого праздника считается заслуженный учитель РСФСР Ф.Ф. Брюховецкий. Однако официальное начало учебного года было установлено еще раньше — согласно постановлению СНК и ЦК Коммунистической партии «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе» от 3 сентября 1935 г. учебный год должен начинаться для всех классов 1 сентября. 

Учебный год в современных российских школах начинается 1 сентября и продолжается до конца мая. Он подразделяется на четверти, между ними предусмотрены каникулы

Учебный год в современных российских школах начинается 1 сентября и продолжается до конца мая. Он подразделяется на четверти, между ними предусмотрены каникулы

Источник: pikisuperstar / Фотобанк Freepik

До этого времени не было не только четкой даты начала учебного года, но и обязанности получать образование. К тому же в некоторых областях СССР и вовсе не было учебных заведений и детям попросту негде было учиться. Последствия войн и революций 1914–1922 гг. отразилось на количестве ученых и работников различного уровня квалификации. Чтобы восстановить интеллектуальный потенциал страны, систему образования необходимо было реформировать, поэтому в СССР был взят курс на построение единой государственной системы всеобщего обучения, который предполагал в том числе стандартизацию учебного режима. Так, 14 августа 1930 г. СНК СССР выпустил постановление, согласно которому все граждане с восьмилетнего возраста обязаны были осенью начать обучение в школах, а ответственность за посещение образовательных организаций ложилась на родителей. 

Считается, что традиция начинать учебный год 1 сентября связана с пришедшим из Византии в Россию в XV в. обычаем отмечать наступление нового календарного года в первый день осени. Церковь переняла ее после Крещения Руси, и с 1492 г. 1 сентября стали отмечать церковно-государственный праздник Новолетия. Однако дата не получила реального отражения в учебной практике: в гимназиях царской России учиться начинали 1 или 15 августа, в реальных и коммерческих училищах — в середине сентября или октября. В сельских школах учебный год длился с декабря по май.

Вероятнее всего, при выборе даты начала учебного года советское правительство ориентировалось на занятость населения, в частности на работах в поле. Пик сбора урожая приходился на август, дети помогали своим родителям, поэтому нельзя было лишать бедные семьи рабочих рук. 

Сегодня 1 сентября — начало нового учебного года для всех российских школьников, студентов, учителей и преподавателей. В этот день в школах традиционно проходят торжественные линейки, классные часы. Помимо России, празднование Дня знаний проходит в Туркменистане, Казахстане, Беларуси, Молдавии, Армении и на Украине.

Школьный колокольчик 

Самая известная традиция Дня знаний — звон первого школьного звонка. Согласно ритуалу, первоклассник, усаженный на плечи 11-классника, звонит в школьный колокольчик, что символизирует начало нового учебного года. Интересно, что традиция имеет достаточно древние корни. 

Еще в IV в. до н.э. в Академии Платона близ Афин о начале урока сигнализировала клепсидра. Хоть механизм и не был колокольчиком, он представлял собой водяные часы из трех сообщающихся сосудов. Переливаясь, вода вытесняла воздух, а на выходе размещалась трубка с закрепленной флейтой. 

Такой музыкальный сигнал был достаточно сложным, поэтому предпочтение отдавали гонгам и колокольчикам. А чешский педагог Ян Амос Коменский придумал выдавать колокольчики учителям, которые ходили по учебному заведению и звоном зазывали учеников на урок.

В России школьный колокольчик произошел, вероятнее всего, от традиций церковно-приходских школ, в которых колокола размещали во дворе школы или на крыше учебного заведения. 

Первоклассницв, усаженная на плечи 11-классника, звонит в школьный колокольчик

Первоклассницв, усаженная на плечи 11-классника, звонит в школьный колокольчик

Источник: Густаво Зырянова / Московский Комсомолец

Первый раз — в первый класс 

Как гласит закон об образовании в Российской Федерации, получение начального общего образования в общеобразовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет за исключением случаев, предусмотренных законом. 

Но как определены эти возрастные границы поступления в школу? Физически к этому времени у ребенка, как правило, хорошо развита мелкая моторика, чтобы иметь возможность держать письменные принадлежности, он умеет обслуживать себя и контролировать физиологические потребности, а также способен подолгу задерживать свое внимание на объекте и сохранять усидчивость.   

К школе ребенок должен уметь держать письменные принадлежности, подолгу сохранять внимание и усидчивость

К школе ребенок должен уметь держать письменные принадлежности, подолгу сохранять внимание и усидчивость

Источник: pressfoto / Фотобанк Freepik

Психологи же утверждают, что в период старшего дошкольного возраста у ребенка начинают формироваться новые психологические механизмы поведения. Примерно до семи лет ребенок поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями, не анализируя их, дошкольники отличаются наивностью и чрезмерной импульсивностью: они верят всему, что им говорят, сначала делают, а потом думают. 

А в поведении ребенка старшего дошкольного возраста наступает период осознания своего места в системе человеческих отношений. У него формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче, то есть дошкольник способен оценить результат собственной деятельности. 

Ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так, как хочется в данный момент, а так, как «надо». 

В этом возрасте игра и подражание уходят на второй план, а интеллектуальная активность выходят на первый. Познавательная готовность к школе означает переход к понятийному мышлению, способность ребенка анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, мыслить абстрактно и понимать причинно-следственные связи. Ребенок становится самостоятельнее и требует еще больше новых знаний и навыков, а значит, готов перенимать информацию от учителей и наставников, то есть идти в школу. 

Источники

РИА Новости. День знаний в России

WikipediaДень знаний

ТАСС. История праздника Дня знаний

Дзен. Лавка старины. Первый звонок: история школьного колокольчика

КиберЛенинка. И.Ю. Кульчицкая. Семейная стратегия в подготовке ребенка к обучению в школе

Фото на странице: Алексей Мальгавко / РИА Новости

Фото на главной странице сайта: Михаил Воскресенский / РИА Новости


Источник