Храмы российской науки

Армиллярная сфера на башне Кунсткамеры. Фото: Мария Лобкова / Wikimedia

Армиллярная сфера на башне Кунсткамеры. Фото: Мария Лобкова / Wikimedia

18 апреля отмечают Международный день памятников и исторических мест, принятый ЮНЕСКО в 1983 г. на 22-й Генеральной конференции ООН. В преддверии 300-летия Российской академии наук рассказываем о трех главных зданиях российской науки.

Кунсткамера

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН), находящийся на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, — это символ РАН, поскольку именно он, а также Библиотека Петра I и «натуральных вещей камора» рассматривались как неотъемлемые части академии наук и как «инструменты», способствующие деятельности академиков. Кунсткамера — один из крупнейших и старейших этнографических музеев мира, коллекционные фонды которого насчитывают свыше 1,2 млн единиц хранения. Годом основания Кунсткамеры, как и Библиотеки Петра I, принято считать 1714 г. Первый в России музей должен был просвещать население и бороться с невежеством. Кунсткамера создавалась как один из ключевых объектов Васильевского острова — научный и культурный центр тех времен.

Император был очень заинтересован в создании Кунсткамеры и выделял на ее постройку свои личные сбережения. Многие историки считают, что он принимал участие в поиске места для строительства, проектировании здания и планировке залов музея. Помимо прочего, Кунсткамера создана на основе собственных коллекций Петра I, собранных в результате его заграничных путешествий.

Первоначальный проект Кунсткамеры составил архитектор Андреас Шлютер, но после его скоропостижной смерти работу над проектом продолжил его ученик Георг Иоганн Маттарнови, с которым они вместе прибыли в Санкт-Петербург в 1714 г. Согласно сохранившемся документам, Маттарнови принял в работу все модели и чертежи своего учителя. Позднее работами руководили архитекторы Н.Ф. Гербель и Гаэтано Киавери. Весь комплекс работ был завершен в 1734 г. архитектором М.Г. Земцовым, но позднее, после пожара 1747 г., Кунсткамера утратила первоначальный вид: исчезли фигурные фронтоны и высокая крыша. Проектом по восстановлению здания руководил архитектор С.И. Чевакинский.

Помимо того, что Кунсткамера известна многим как музей, в ней проводят и научную деятельность: в МАЭ РАН исследуют эволюцию человека, изменения древней материальной культуры, языки народов мира и др.

Кунсткамера. Рисунок на титульном листе книги Леонарда Эйлера «Руководство к арифметике для употребления Гимназии при Имп. Академии наук переведено с немецкаго языка чрез Василья Адодурова Академии наук адъютанта», Спб., тип. Акад. Наук, 1740. Источник: сайт Кунсткамеры

Кунсткамера. Рисунок на титульном листе книги Леонарда Эйлера «Руководство к арифметике для употребления Гимназии при Имп. Академии наук переведено с немецкаго языка чрез Василья Адодурова Академии наук адъютанта», Спб., тип. Акад. Наук, 1740. Источник: сайт Кунсткамеры

Кунсткамера в Санкт-Петербурге, 2018 г.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге, 2018 г.

Фото: Ad Meskens, Wikipedia

Александрийский дворец (Усадьба «Нескучное»)

Одно из зданий, принадлежащее президиуму РАН, — Александрийский дворец. Он был построен архитектором Вильгельмом Иехтом в 1756 г. (по другим сведениям, архитектором В. Яковлевым) для промышленника П.А. Демидова, выкупившего несколько участков Нескучного сада у разных владельцев.

Будучи любителем растений, П.А. Демидов развел целый ботанический сад в форме амфитеатра с двумя оранжереями (зимней и летней), а также «травниками» при дворце.  Академик П.С. Паллас, составивший каталог растений П.А. Демидова, утверждал, что его сад «не только не имеет себе подобного во всей России, но и со многими в других государствах сравнен быть может как редкостью, так и множеством содержащихся в оном растений». После смерти П.А. Демидова у усадьбы сменилось еще несколько владельцев. В 1832 г. усадьбу выкупило Дворцовое ведомство и поручило архитектору Е.Д. Тюрину привести ее в соответствие с предпочтениями новых владельцев — так ее обновили в духе позднего ампира. В те же годы дворцу дали название, по которому мы его знаем сегодня, — Александрийский дворец.

После революции здесь располагался музей мебели. По решению И.В. Сталина в 1934 г. дворец был передан президиуму Академии наук СССР. Сегодня в его залах члены президиума РАН проводят рабочие встречи, а также в этом дворце проходят заседания членов РАН и торжественные приемы.

Александрийский дворец.

Александрийский дворец.

Фото: Николай Малахин / «Научная Россия»

Александрийский дворец.

Александрийский дворец.

Фото: Николай Малахин / «Научная Россия»

Награждение победителей и призеров III Всероссийской викторины юных физиков в Александрийском дворце.

Награждение победителей и призеров III Всероссийской викторины юных физиков в Александрийском дворце.

Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

Президиум РАН («Золотые мозги»)

Еще одно здание президиума РАН располагается на Ленинском проспекте и представляет собой памятник эпохи советского модернизма. В отсутствие высоких зданий в его окрестностях оно и сегодня приковывает взгляды москвичей и гостей столицы.

Архитектурный замысел авторов здания президиума олицетворяет вышедший на новый мировой уровень научно-технологический прогресс Советского Союза. Проект здания президиума АН СССР появился в конце 60-х гг. XX в. Для этого была создана рабочая группа президиума под председательством вице-президента АН СССР М.Д. Миллионщикова.

Строительство началось в 1973 г., но завершилось лишь в 1990 г. Это был сложный и дорогостоящий проект, выполняемый в соответствии с последними мировыми технологиями. И это в условиях эмбарго, наложенного на Советский Союз и нехватки финансирования. Проектирование было поручено Государственному институту по проектированию научно-исследовательских институтов и лабораторий (ГИПРОНИИ АН СССР). Авторским коллективом руководил архитектор Ю.П. Платонов.

В основании здания — стилобат, возвышение, которое прячет в себе парковку и технические этажи; периметр парадных помещений и конференц-залов образует собой каре (замкнутый  четырехугольник) и внутренний атриум — закрытый внутренний двор, в котором установлены аллегорические фигуры, выполненные скульптором Г.В. Франгуляном.

Сложная конструкция золотого венчания получила неофициальное прозвище «золотые мозги». Его зеркальные стекла с золотым напылением преломляют и отражают свет таким образом, что даже в пасмурную погоду создается эффект сияния. Четыре циферблата часов, расположенные там, были запущены в 2017 г.

Помимо президиума РАН, в здании располагается ряд других научных организаций, в том числе Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).

Президиум Российской академии наук. 

Президиум Российской академии наук. 

Фото: Николай Малахин / «Научная Россия»

Президиум Российской академии наук.

Президиум Российской академии наук.

Фото: Николай Малахин / «Научная Россия»

Заседание президиума РАН, 28.02.2023 г. 

Заседание президиума РАН, 28.02.2023 г. 

Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

Источники

Кунсткамера — все знания о мире в одном здании. Официальный сайт Кунсткамеры

Нескучное (усадьба). Wikipedia

Здание Президиума РАН. Wikipedia

Фото на главной странице: Кунсткамера в Санкт-Петербурге, 2018 г. Автор: Ad Meskens / Wikipedia


Источник