Главные принципы подготовки кадров в новых экономических условиях озвучили на съезде Российского союза ректоров

Новая система высшего образования продолжает тестироваться в пилотном режиме в шести вузах и скоро начнет расширяться, рынок труда и образование должны быть максимально сближены, а студентов необходимо шире вовлекать в науку. Об этом говорили на прошедшем 4 июля в МГУ им. М.В. Ломоносова съезде Российского союза ректоров (РСР). Участие в мероприятии  приняли ректор МГУ, президент РСР Виктор Садовничий, помощник президента РФ Андрей Фурсенко, заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышенко, президент Российской академии наук Геннадий Красников.

Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

«Российский союз ректоров по праву считается крупной авторитетной общественной организацией, объединяющей более 700 руководителей ведущих высших учебных учреждений нашей страны. <…> Система высшего образования — наш мощный интеллектуальный ресурс, и потому важно, чтобы университеты, академии, институты наращивали свой научный потенциал, становились местом проведения фундаментальных и прикладных исследований, разработки прорывных технологий, настоящими интеллектуальными локомотивами для стратегических отраслей экономики. И, конечно, надо поддерживать талантливых инициативных ученых, преподавателей и наставников, как российских, так и зарубежных, создавать такие условия, чтобы они стремились трудиться в наших вузах», ― зачитал приветствие президента России В.В. Путина его помощник Андрей Фурсенко.

В современных условиях высшая школа должна быть нацелена на развитие потенциала каждого человека, а молодежи необходимо помогать строить карьеру в области науки и технологий. Эти задачи ставят Указ президента РФ «О национальных целях развития» и обновленная стратегия научно-технологического развития. Об этом напомнил заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышенко.

«В прошлом месяце президент своим указом утвердил семь приоритетных направлений научно-технологического развития и 28 важнейших наукоемких технологий. Подготовка квалифицированных специалистов для разработки и ускоренного внедрения в экономику таких технологий ― это приоритет правительства. Большой вклад вносят инициативы десятилетия науки и технологий, которое проходит по поручению президента. Они предусматривают не только популяризацию науки, но и непосредственное вовлечение научных организаций и вузов в решение важнейших задач, которые стоят перед наукой», ― сказал Дмитрий Чернышенко.

Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

Говоря про новую национальную модель высшего образования, которая сегодня проходит апробацию в шести вузах-участниках пилотного проекта, Д.Н. Чернышенко рассказал, что в прошлом году обновленная система включала в себя 113 специальностей и направлений подготовки, по которым уже учится больше 5 тыс. человек. А в нынешнем учебном году проект охватит 173 специальности. Ключевой задачей  системы высшего образования в России остается ликвидация дефицита подготовленных кадров, который есть практически во всех отраслях экономики и социальной сферы.

В условиях напряженности и нестабильности геополитической обстановки перед высшей школой стоит задача организации такой модели университетского образования, которая обеспечит научно-технологический суверенитет страны. Она должна соответствовать потребностям государства и уровню мирового технологического развития. Это в своем выступлении отметил Виктор  Садовничий.

«Новые экономические и технологические условия в России требуют от системы высшего образования эффективных подходов в подготовке кадров, в основе которых должны лежать следующие принципы. Первое ― фундаментальность образования, особенно математического в сочетании с гибким подходом к образовательному процессу и нацеленностью на прикладной результат. Второе ― междисциплинарность. Третье ― подготовка профильных специалистов в области информационных технологий и искусственного интеллекта. Четвертое ― расширение цифровых компетенций для непрофильных специальностей. Пятое ― развитие фундаментального инженерного образования», ― сказал Виктор Садовничий. 

Российский союз ректоров активно сотрудничает с Российской академией наук. В частности, сегодня это взаимодействие может касаться модернизации системы научно-методического руководства, чем сейчас занимается РАН. Об этом сказал президент РАН Геннадий Красников.

Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

«В этом году РАН отмечает 300-летие со дня своего основания. Это большая дата, и говоря о ней, мы часто вспоминаем сильнейшие научные школы, которые появились благодаря большой наставнической деятельности членов академии и, в том числе, благодаря университетам. Чтобы традиции формирования научных школ продолжались, очень важно вовлекать в научную деятельность яркую талантливую молодежь. Учеба в вузах ― это замечательная возможность заинтересовать студентов наукой», ―сказал глава академии наук.  

Геннадий Красников добавил, что молодежь, которая приходит в науку, должна быть готова проводить масштабные исследования, обладать необходимыми навыками и знаниями. Президент РАН напомнил, что новый законопроект об обязательном участии академии в экспертизе школьных учебников, принятый Госдумой в первом чтении, отчасти направлен на решение этой задачи.

Новость подготовлена при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ


Источник