Джеймс Уэбб раскрывает неожиданные подробности об одной из самых изученных звезд

Открывать невидимое и раскрывать космические тайны — такова сила космического телескопа НАСА «Джеймс Уэбб». Телескоп вновь ошеломил научное сообщество революционным открытием, касающимся звездной системы WL 20.

WL 20 на самом деле является двойной звездой

В самом центре огромного звездного облака Rho Ophiuchi, на расстоянии около 400 световых лет от Земли, находится WL 20. Эта звездная система интригует астрономов с 1970-х годов, хотя ее видимость затруднена из-за плотных облаков газа и пыли. Эти облака заслоняют большую часть видимого света, что затрудняет прямое наблюдение в традиционные телескопы. Однако недавно выяснилось, что эта плотная дымовая завеса все это время обманывала исследователей.

Благодаря беспрецедентному разрешению телескопа «Джеймс Уэбб» самые глубокие секреты WL 20 наконец-то раскрыты. То, что считалось одиночной звездой, известной как WL 20S, на самом деле оказалось парой звезд-близнецов, образовавшихся примерно два-четыре миллиона лет назад.

Пробивая дымовые завесы

Решающую роль в этом открытии сыграл прибор MIRI. Это один из четырех передовых научных инструментов на борту телескопа. Разработанный для обнаружения инфракрасного излучения, испускаемого небесными объектами, он особенно эффективен при исследовании сред, где видимый свет заблокирован, что позволяет астрономам наблюдать объекты, невидимые для традиционных оптических телескопов. MIRI работает в спектральном диапазоне от пяти до двадцати восьми микрон, что соответствует длинам волн, превышающим видимые человеческим глазом.

Благодаря способности наблюдать в средней инфракрасной области MIRI выявил не только двойственную природу звезд, но и существование струй газа, вырывающихся из их северного и южного полюсов. Это наблюдение ошеломило исследователей, как сказала Мэри Барсони, ведущий астроном исследования: «После десятилетий изучения мы думали, что хорошо знаем этот источник. Но без MIRI мы бы не узнали, что это две звезды, и не наблюдали бы эти струи. Это как будто новые глаза на Вселенную».

На этом сюрпризы не закончились. Дополнительные наблюдения с помощью Атакамского большого миллиметрового/субмиллиметрового массива (ALMA) показали, что две звезды окружены дисками из пыли и газа — потенциальными яслями для будущего формирования планет.

Изображение с ALMA и Джеймса Уэбба. Струи газа, выходящие из полюсов, показаны синим и зеленым цветами. Диски из пыли и газа, окружающие звезды, — розовые.

Телескоп «Джеймс Уэбб» продолжает раздвигать границы наших космических представлений. Открыв двойную природу WL 20 и наблюдая неожиданные струи газа, он позволяет нам приподнять завесу над тайнами, которые скрывались десятилетиями. Это открытие просто иллюстрирует огромный потенциал современных технологий для изучения ранее недоступных уголков Вселенной. По мере того как наши приборы становятся все более совершенными, наше видение космоса обогащается, что сулит еще больше увлекательных открытий о звездах, планетах и процессах, формирующих нашу галактику.