Время —
вещь
необычайно длинная, —
были времена —
прошли былинные.
Ни былин,
ни эпосов,
ни эпопей.
Телеграммой
лети,
строфа!
В.В. Маяковский. Хорошо!
Вслушайтесь, как непохоже друг на друга звучат поэтические языки. «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя»; «В тумане. Улиц река дымит. Как в бурю дюжина груженых барж, над баррикадами плывет, громыхая, марсельский марш»; «Плачет у окошка пасмурная буря, понагнулись ветлы к мутному стеклу» — А.С. Пушкин, В.В. Маяковский, С.А. Есенин. Даже из этого ряда великих поэтов особенно легко выделить Владимира Владимировича Маяковского. Его стиль узнаваем и ярок — достаточно единожды прочесть или услышать любые его стихи. Но почему? Что делает его поэтическую речь такой особенной? В день 130-летия со дня рождения великого поэта мы попробуем чуть глубже окунуться в этот литературоведческий вопрос.
Владимир Владимирович Маяковский родился 19 июля 1893 г. в обедневшей дворянской семье. В юношестве, «заразившись Революцией», он стал активным участником агитационных мероприятий, несколько раз попадал в заключение. С тетради стихов, написанных в тюрьме в 1909 г., началась его творческая, поэтическая жизнь — он сам установил эту точку отсчета.
Вышло ходульно и ревплаксиво. Что-то вроде:
«В золото, в пурпур леса одевались,
Солнце играло на главах церквей.
Ждал я: но в месяцах дни потерялись,
Сотни томительных дней».
Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям — при выходе отобрали. А то б еще напечатал!
В.В. Маяковский. Я сам
Те ранние стихи В.В. Маяковского остаются затерянными во времени и по сей день. Мы же знаем его совсем другим: эпатажным хулиганом, первым поэтом Советского Союза, автором строк, которые будто сами себя с удалью впечатывают в память. Маяковский принадлежал к группе поэтов-футуристов, создателей «нового языка», экспериментаторов, устремленных в будущее. Но даже в их среде он выделялся.
«Как и всякий выдающийся литератор, он создавал в первую очередь даже не произведения, а стиль. Мы узнаем Маяковского по деталям, частностям, нередко броским и эпатажным. Но хотя мы с уверенностью можем назвать его новатором, остается вопрос: в чем же именно? Исследователь Г.О. Винокур писал о Маяковском как об одном из новаторов языка. Однако другой литературовед, Ю.И. Минералов, в своих работах подчеркивает, что Маяковский в отличие от Хлебникова скорее не новатор языка, а новатор поэтической речи.
В чем же это новаторство проявляется? В ориентированности на устную речь. Современники пытались объяснять это влиянием среды общения, говорили о “телеграфном стиле” Маяковского — торопливом, в котором порой пропускались важные части предложения. Однако у этого явления корни куда глубже: прослеживаются типологические связи Маяковского с Державиным, поэтом более ранней эпохи. И у того и у другого есть ориентация на устную речь, которая в записанном виде оказывается чем-то поражающим, непривычным», — отметил в разговоре с корреспондентом «Научной России» доктор филологических наук, профессор Сергей Анатольевич Васильев, развивая тезисы заслуженного деятеля науки России Юрия Ивановича Минералова.
Связь между Владимиром Маяковским и Гавриилом Романовичем Державиным, впрочем, остается именно на уровне типологии. Стиль советского поэта оригинален и самобытен. Одна из его ярких особенностей — например, опущение предлогов, использование «неверных» падежей: «Взмыв Мясницкую пашней, рвя кабель, номер пулей летел барышне». В этом предложении опущен предлог «к». Кроме того, если учитывать акцентность стиха Маяковского, становится очевидным, что рифма у него начинает играть особую роль в ритмическом структурировании. Поскольку сам ритм прихотливый, причудливый, фиксация его стиха должна быть особенно плотной и ясной, и потому для Маяковского оказываются характерными повторы звуковых комплексов, предударная рифма.
«Если смотреть на этот вопрос несколько шире, то на стиль Маяковского повлияло и то, что в ранний период он думал о себе как о художнике. Он обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, хотел рисовать и в стихах также опирался на зрительные образы, “картинную поэзию”. Более того, футуристы, и в частности кубофутуристы, к которым Маяковский примкнул, формировались в тесной связке с открытиями художников», — дополнил С.А. Васильев.
Наконец, самой заметной частью стиля Маяковского был свойственный многим символистам и футуристам эпатаж. Однако это не было просто попыткой привлечь к себе внимание или же заработать средства на жизнь. «Хулиганство» Владимира Маяковского всегда было содержательно, и за маской скандальности поэт скрывал глубоко чувствующего, любящего человека, который эпатировал публику в борьбе с духовным мещанством. Это и делает поэзию В.В. Маяковского неповторимой — борьба с духовной мертвенностью людей, которые сконцентрированы лишь на материальном.
Если бы я был
маленький,
как Великий океан, —
на цыпочки волн встал,
приливом ласкался к луне бы.
Где любимую найти мне,
Такую, как и я?
Такая не уместилась бы в крохотное небо!
О, если б я нищ был!
Как миллиардер!
Что деньги душе?
Ненасытный вор в ней.
Моих желаний разнузданной орде
не хватит золота всех Калифорний.
В.В. Маяковский. Себе, любимому, посвящает эти строки автор