Делая стихи. 130 лет со дня рождения Владимира Маяковского

В.В. Маяковский. Источник: Wikipedia / Студийная фотография, 1 января 1920 года/ Неизвестный автор ©️ Общественное достояние

Время —

вещь

необычайно длинная, —

были времена —

прошли былинные.

Ни былин,

ни эпосов,

ни эпопей.

Телеграммой

лети,

строфа!

 

В.В. Маяковский. Хорошо!

Вслушайтесь, как непохоже друг на друга звучат поэтические языки. «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя»; «В тумане. Улиц река дымит. Как в бурю дюжина груженых барж, над баррикадами плывет, громыхая, марсельский марш»; «Плачет у окошка пасмурная буря, понагнулись ветлы к мутному стеклу» — А.С. Пушкин, В.В. Маяковский, С.А. Есенин. Даже из этого ряда великих поэтов особенно легко выделить Владимира Владимировича Маяковского. Его стиль узнаваем и ярок — достаточно единожды прочесть или услышать любые его стихи. Но почему? Что делает его поэтическую речь такой особенной? В день 130-летия со дня рождения великого поэта мы попробуем чуть глубже окунуться в этот литературоведческий вопрос.

Владимир Владимирович Маяковский родился 19 июля 1893 г. в обедневшей дворянской семье. В юношестве, «заразившись Революцией», он стал активным участником агитационных мероприятий, несколько раз попадал в заключение. С тетради стихов, написанных в тюрьме в 1909 г., началась его творческая, поэтическая жизнь — он сам установил эту точку отсчета.

Вышло ходульно и ревплаксиво. Что-то вроде:

 

«В золото, в пурпур леса одевались,

Солнце играло на главах церквей.

Ждал я: но в месяцах дни потерялись,

Сотни томительных дней».

 

Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям — при выходе отобрали. А то б еще напечатал!

 

В.В. Маяковский. Я сам

Те ранние стихи В.В. Маяковского остаются затерянными во времени и по сей день. Мы же знаем его совсем другим: эпатажным хулиганом, первым поэтом Советского Союза, автором строк, которые будто сами себя с удалью впечатывают в память. Маяковский принадлежал к группе поэтов-футуристов, создателей «нового языка», экспериментаторов, устремленных в будущее. Но даже в их среде он выделялся.

«Как и всякий выдающийся литератор, он создавал в первую очередь даже не произведения, а стиль. Мы узнаем Маяковского по деталям, частностям, нередко броским и эпатажным. Но хотя мы с уверенностью можем назвать его новатором, остается вопрос: в чем же именно? Исследователь Г.О. Винокур писал о Маяковском как об одном из новаторов языка. Однако другой литературовед, Ю.И. Минералов, в своих работах подчеркивает, что Маяковский в отличие от Хлебникова скорее не новатор языка, а новатор поэтической речи.

Слева направо: Тамизи Найто, Б.Л. Пастернак, С.М. Эйзенштейн, О.В. Третьякова, Л.Ю. Брик, В.В. Маяковский, А.Н. Вознесенский (советский дипломат) и переводчик с японского

Слева направо: Тамизи Найто, Б.Л. Пастернак, С.М. Эйзенштейн, О.В. Третьякова, Л.Ю. Брик, В.В. Маяковский, А.Н. Вознесенский (советский дипломат) и переводчик с японского

Источник: Wikipedia / Неизвестный автор ©️ Общественное достояние

В чем же это новаторство проявляется? В ориентированности на устную речь. Современники пытались объяснять это влиянием среды общения, говорили о “телеграфном стиле” Маяковского — торопливом, в котором порой пропускались важные части предложения. Однако у этого явления корни куда глубже: прослеживаются типологические связи Маяковского с Державиным, поэтом более ранней эпохи. И у того и у другого есть ориентация на устную речь, которая в записанном виде оказывается чем-то поражающим, непривычным», — отметил в разговоре с корреспондентом «Научной России» доктор филологических наук, профессор Сергей Анатольевич Васильев, развивая тезисы заслуженного деятеля науки России Юрия Ивановича Минералова.

Связь между Владимиром Маяковским и Гавриилом Романовичем Державиным, впрочем, остается именно на уровне типологии. Стиль советского поэта оригинален и самобытен. Одна из его ярких особенностей — например, опущение предлогов, использование «неверных» падежей: «Взмыв Мясницкую пашней, рвя кабель, номер пулей летел барышне». В этом предложении опущен предлог «к». Кроме того, если учитывать акцентность стиха Маяковского, становится очевидным, что рифма у него начинает играть особую роль в ритмическом структурировании. Поскольку сам ритм прихотливый, причудливый, фиксация его стиха должна быть особенно плотной и ясной, и потому для Маяковского оказываются характерными повторы звуковых комплексов, предударная рифма.

«Если смотреть на этот вопрос несколько шире, то на стиль Маяковского повлияло и то, что в ранний период он думал о себе как о художнике. Он обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, хотел рисовать и в стихах также опирался на зрительные образы, “картинную поэзию”. Более того, футуристы, и в частности кубофутуристы, к которым Маяковский примкнул, формировались в тесной связке с открытиями художников», — дополнил С.А. Васильев.

Наконец, самой заметной частью стиля Маяковского был свойственный многим символистам и футуристам эпатаж. Однако это не было просто попыткой привлечь к себе внимание или же заработать средства на жизнь. «Хулиганство» Владимира Маяковского всегда было содержательно, и за маской скандальности поэт скрывал глубоко чувствующего, любящего человека, который эпатировал публику в борьбе с духовным мещанством. Это и делает поэзию В.В. Маяковского неповторимой — борьба с духовной мертвенностью людей, которые сконцентрированы лишь на материальном.

Если бы я был

маленький,

как Великий океан, —

на цыпочки волн встал,

приливом ласкался к луне бы.

Где любимую найти мне,

Такую, как и я?

Такая не уместилась бы в крохотное небо!

 

О, если б я нищ был!

Как миллиардер!

Что деньги душе?

Ненасытный вор в ней.

Моих желаний разнузданной орде

не хватит золота всех Калифорний.

 

В.В. Маяковский. Себе, любимому, посвящает эти строки автор


Источник