Что объединяет алтайцев и кыргызов: этнографы НОЦ Большой Алтай провели экспедицию в горах Тянь-Шаня

Международная экспедиция в поисках алтайско-кыргызских этнокультурных связей «От Алтая до Чаткала» завершила свою работу в горах Тянь-Шаня. Организатором экспедиции по труднодоступному Чаткальскому району Кыргызстана выступил Ошский государственный университет при участии НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» Алтайского госуниверситета и Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына. В течение 10 дней 15 российских и кыргызских этнографов   собирали материал для комплексного сравнительного исследования этнокультурных параллелей кыргызского и алтайского народов в рамках проекта «Тюркский мир Большого Алтая».

Автор фото: Иван Назаров

Автор фото: Иван Назаров

Это уже четвертая, начиная с 2021 года, экспедиция в рамках проекта. В ней, помимо организаторов, приняли участие эксперты из Института истории, археологии и этнологии НАН КР им. Б. Джамгерчинова, Горно-Алтайского госуниверситета, Национального музея Республики Алтай им. В. Анохина, Кыргызской медицинской академии им. И. Ахунбаева, Международного университета Кыргызстана. Научным консультантом экспедиции стал директор Института истории, археологии и этнологии им. Б. Джамгерчинова, академик НАН КР Абылабек Асанканов.

– В рамках научно-образовательного центра «Большой Алтай» созданы уникальные условия для взаимодействия ученых из разных стран по поиску общих исторических и культурных корней тюркских народов стран Большого Алтая и Центральной Азии по нескольким научным направлениям, – отметил руководитель НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай», президент АлтГУ Сергей Землюков.  – Этнографические исследования родственных тюркских народов начались по нашей инициативе, были продолжены усилиями коллег из ведущих университетов Кыргызстана, а теперь к этой команде присоединились и наши соседи из Горно-Алтайского госуниверситета и Национального музея Республики Алтай. Это пример евразийской научно-образовательной интеграции в действии.

По словам ведущего научного сотрудника НОЦ «Большой Алтай», директора Института истории и международных отношений АлтГУ Ивана Назарова, в течение трех лет работы ученые собирали этнографический материал, позволяющий говорить об общем прошлом кыргызского и алтайского народов.

– В экспедиции 2021 года по Иссык-Кульской области, затем в 2022 году в Чон-Алайской области Кыргызстана и в Республике Алтай наша команда изучала сохранившиеся до наших дней традиции. Сопоставляли сохранившиеся ремесла, способы разведения скота, постройки традиционного тюркского жилища – юрты, рецепты приготовления национальных блюд. Находили много общего, но и различного. Нынешняя экспедиция дополнила уже собранный материал, а также принесла новые научные открытия.

В первую очередь, этнографы обратили внимание на важную роль охоты в горах Тянь-Шаня. Ученые выяснили, что жители района продолжают использовать для зимней охоты на волков самодельные «снегоступы» («жакпак») – разновидность лыж, имеющих древнюю историю. С помощью таких снегоступов, изготовленных из деревянного обода и кожаных ремней, охотники могут передвигаться по снегу высотой 2-3 м.

По словам руководителя экспедиции, старшего преподавателя Ошского государственного университета Тажибая Айтбаева, это уникальная для Кыргызстана и в целом для азиатских стран находка.

Автор фото: Иван Назаров

Автор фото: Иван Назаров

– Мы планируем подробнее изучить сохранность этого способа передвижения в других районах республики, а также намерены вместе с коллегами из России проанализировать этнокультурные традиции, связанные с сакральным образом волка, у тюркских народов Центральной Азии и Южной Сибири.

Второй значимой находкой экспедиции стал нехарактерный для остальных районов Кыргызстана способ изготовления местными мастерицами традиционных войлочных ковров («шырдаков»).

– Здесь мы увидели традиционные «шырдаки», изготовленные техникой сшивания мелких деталей, но также обнаружили и «шырыки» – двуслойные войлочные ковры, узор на которых вышит тесьмой. Это напоминает по орнаментике и по стилю узбекские «сузани», и, очевидно, что такой способ – результат влияния традиций соседнего Узбекистана, – отметила профессор КНУ им. Ж. Баласагына, эксперт НОЦ «Большой Алтай», иностранный член Академии наук Республики Татарстан Аниса Бикбулатова.  

Изучая способы нанесения рисунка на ковер, старший научный сотрудник Национального музея Республики Алтай им. Анохина Вера Кыдыева обнаружила орнамент, который используют алтайцы при изготовлении кожаных фляг. Этот узор («тандай») у алтайского народа символизирует достаток и здоровье домашних животных, а кыргызы его используют в коврах, которые дают в приданое к невесте.

Еще одну кыргызско-алтайскую параллель выявила декан факультета алтаистики и тюркологии Горно-Алтайского государственного университета Сурна Сарбашева, изучая местные топонимы. Кыргызы, как и жители алтайских высокогорных сел, определяют географические объекты не только на основе внешних характеристик (по цвету, высоте, величине), но и по виду горных пород – известняка, меди, песка. Так, в Чаткальском районе нашлось село-тёзка алтайского села Акташ (с алтайского «известняк»), а также обнаружились схожие зооморфные сравнения – «гора тысячи горных козлов», «место, где не пройдет кобылица» и другие.

В следующем году коллектив российских и кыргызских этнографов планирует провести итоговую экспедицию в Республике Алтай, чтобы совместными усилиями завершить комплексное этнографическое исследование по выявлению этнокультурных традиций двух родственных тюркских народов.

 

Источник информации и фото: НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай»


Источник