Близнец галактики Млечный путь обнаружен в ранней Вселенной

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ СПИРАЛЬНОЙ ЗАРЕШЕЧЕННОЙ ГАЛАКТИКИ CEERS-2112, НАБЛЮДАЕМОЙ В РАННЕЙ ВСЕЛЕННОЙ

С помощью космического телескопа «Джеймс Уэбб» международная группа исследователей обнаружила самую удаленную из наблюдавшихся до сих пор пересеченную спиральную галактику, похожую на Млечный Путь. Исследование, опубликованное в журнале Nature, было проведено под руководством ученых из Центра астробиологии в Испании (Centro de Astrobiología in Spain), сообщает Калифорнийский университет в Риверсайде (University of California, Riverside).

Ученые обнаружили далекую галактику, похожую на наш Млечный Путь, существовавшую в то время, когда возраст Вселенной составлял всего 15% от нынешнего. Возможности космического телескопа Джеймса Уэбба позволили увидеть галактику, какой она была 11,7 млрд. лет назад, открыв окно в зарождение Вселенной.

«Галактика, получившая название Сeers-2112, сформировалась вскоре после Большого взрыва. Находка показывает, что галактики в ранней Вселенной могли быть такими же упорядоченными, как Млечный Путь. Это удивительно, поскольку раньше они были гораздо более хаотичными, и лишь немногие из них имели структуру, подобную Млечному Пути», – поясняет соавтор исследования де ла Вега.

В центре Ceers-2112 имеется полоса. Де ла Вега пояснил, что это галактический бар (перемычка) – структура, состоящая из звезд внутри галактик. «Почти все бары встречаются в спиральных галактиках. Перемычка в Сeers-2112 говорит о том, что галактики формировались и становились упорядоченными гораздо быстрее, чем мы считали ранее, а это означает, что некоторые аспекты теорий их формирования и эволюции нуждаются в пересмотре», – заключили исследователи.

Согласно прежним представлениям астрономов об эволюции галактик, им требуется несколько миллиардов лет для того, чтобы стать достаточно упорядоченными для образования баров. Открытие Сeers-2112 показывает, что это может произойти лишь за часть этого времени – один миллиард лет или меньше. Считается, что галактические бары образуются в спиральных галактиках, где звезды вращаются упорядоченно, как в Млечном Пути.

«В таких галактиках перемычки могут образовываться спонтанно из-за нестабильности спиральной структуры или гравитационного воздействия соседней галактики В прошлом, когда Вселенная была очень молодой, галактики были нестабильными и хаотичными. Считалось, что они не могли образовываться или долго существовать в ранней Вселенной», – пояснили ученые.

Открытие Сeers-2112 ставит вопросы о формировании галактик, заставляет по-новому взглянуть на процесс их эволюции и открывает неожиданные возможности для изучения темной материи.

[Фото: Luca Costantin/CAB/CSIC-INTA]