Биологи научились выключать болезнетворность вредных грибов

Биологи научились «выключать» болезнетворность вредных грибов

Японские ученые установили, что генетический кластер корневого гриба может включать или выключать поведение, вызывающее болезни растений, сообщает Токийский университет. Открытие, описанное в журнале Nature Communications, позволит превращать патогенные грибы в полезные.

Плесень и болезни, вызванные грибками, могут существенно повлиять на срок хранения фруктов и овощей. Однако некоторые грибы приносят пользу своим хозяевам, способствуя выживанию растений.

Colletotrichum tofieldae — это гриб, который обычно приносит пользу растениям, когда они страдают от дефицита фосфора, помогая им процветать, несмотря на недостаток этого жизненно важного питательного вещества. Он даже увеличивает рост и урожайность экономически важных культур, таких как кукуруза и томаты.

Но все ли штаммы Ct так уж безобидны? Чтобы проверить это, ученые заразили кресс-салат шестью штаммами Ct, полученными из разных мест. Пять штаммов значительно способствовали росту растений, а вот шестой — его назвали Ct3 — подавляет поглощение питательных веществ, замедляя рост растений и вызывая симптомы заболеваний. Почему так происходит?

Команда определила два ключевых момента. Во-первых, с стороны грибка, Ct3 активирует кластер генов биосинтеза ABA-BOT; и, во-вторых, со стороны растений, Ct3 индуцирует сигнальные пути ABA растения-хозяина, посредством которых гриб подавляет рост растения, объясняют авторы работы. Исследователи обнаружили, что как патогенные, так и полезные штаммы Colletotrichum tofieldae содержат кластер генов ABA-BOT, но у полезных штаммов эти гены не активируются. Это открытие стало неожиданностью, поскольку считалось, что у патогенных и полезных грибов разные характеристики, но новые результаты позволяют предположить, что они более тесно связаны.

Когда ученые «выключали» кластер генов либо на генетическом уровне, либо в результате изменения окружающей среды растения, Ct3 переставал быть болезнетворным и даже начинал приносить пользу хозяину, способствуя росту корней. Хотя необходимы дальнейшие исследования, результаты этой работы уже показывают, что кластер генов ABA-BOT может способствовать патогенезу различных грибов — не только видов Ct. Например, он может участвовать в патогенезе Botrytis, поражающего домашние фрукты и овощи.

[Фото: 2023, K. HIRUMA]