Бабочки могут запоминать, где находятся источники пищи

Ученые обнаружили, что бабочки из рода геликонии способны к пространственному обучению, сообщает Бристольский университет. Это первое экспериментальное доказательство такой когнитивной способности у бабочек и мотыльков, говорится в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

О том, что насекомые могут запоминать, где находятся те или иные объекты, уже было известно. По крайней мере, это было обнаружено у муравьев и пчел, которые живут в коллективе. Как показывает новое исследование, способными также оказались бабочки.

Геликонии (Heliconius) — род дневных бабочек, которые питаются пыльцой. Видимо, они могут запомнить местонахождение надежных источников пыльцы и устанавливают в этих местах долгосрочные «ловушки» — то есть изученные маршруты, вдоль которых точно появляется пища. Похожую стратегию выстраивают некоторые орхидейные пчелы и шмели.

Команда провела эксперименты по пространственному обучению геликоний в трех пространственных масштабах. Сначала ученые проверили, способны ли бабочки узнавать местонахождение пищевого вознаграждения на площади один квадратный метр, где высажены 16 искусственных цветов.

Далее исследователи увеличили пространственный масштаб и проверили, может ли Heliconius научиться ассоциировать пищу с левой или правой стороной двустороннего лабиринта площадью три квадратных метра, где сосредоточено несколько растений.

ИНаконец, команда снова увеличила расстояние и, используя большие наружные клетки, проверила, может ли геликония узнать местонахождение пищи в Т-образном лабиринте шириной 60 метров.

Теперь авторы исследования планируют проверить, являются ли Heliconius более способными к пространственному обучению, чем близкородственные виды, которые не питаются пыльцой. Это помогло бы выяснить, как эволюция расширенных когнитивных способностей может зависеть от экологии животного.

Кроме того, исследовательская группа стремится раскрыть неизвестные механизмы навигации Heliconius. Визуальные подсказки, такие как панорамные виды, считаются важными для геликоний, но бабочки также могут полагаться на другие подсказки, такие как солнце или геомагнитный компас.

[Фото: PRISCILA MOURA]