В рамках Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ под руководством доцента кафедры археологии исторического факультета Владислава Житенëва студенты факультета совершили новое открытие в подземном святилище с настенными изображениями верхнего палеолита – в Каповой пещере (Башкирия).
В зале Рисунков Каповой пещеры был обнаружен символический объект, представляющий собой скопление мелких кусочков охры, кальцитовых трубочек и фрагментов кальцитовых натёчных образований, сколотых со стен пещеры палеолитическим человеком и сложенных вместе недалеко от Западного панно. Несколько длинных трубочек были преднамеренно и очень аккуратно фрагментированы на три-четыре части, что указывает на большой опыт подобной ритуальной деятельности. Среди собранных на небольшой площади символического объекта предметов выделяется крупный скол натечного образования, в естественном углублении которого была уложена окрашенная охрой кальцитовая трубочка. Уникальной находкой в этом символическом комплексе стал так называемый «контейнер с охрой» – крупный камень, вогнутая сторона которого плотно набита смесью густого пастообразного красочного пигмента – тщательно перемешанными охрой и пещерным суглинком. Важно отметить тот факт, что пигмент из «контейнера» не предназначался для нанесения рисунков на стену. Использование столь густой краски, по всей видимости, было связано с символическим поведением около уже созданного панно. Пастообразная смесь, скопления которой известны в некоторых залах Каповой пещеры в виде спрятанных или тщательно скрытых среди крупных глыб «кладиков», теперь со всей очевидностью предстаёт перед нами в новом свете – как явный элемент деятельного символического поведения, скорее всего, связанного с окрашиванием тела или одежды людей, проводивших обрядовые действия в подземном палеолитическом святилище.
«Подобные единичные предметы известны из нескольких пещер с настенными изображениями палеолитического возраста из Франко-Кантабрийского региона развития палеолитического искусства, но в Каповой пещере встречены впервые. Всего подобного рода «контейнеров с охрой» известно лишь несколько десятков — чуть более 40, но практически только из французских подземных святилищ с настенными изображениями. На аналогичных памятниках Испании они встречаются очень редко, – уточняет Владислав Житенёв. – Целостность контейнера также находит аналогии во франко-кантабрийских материалах, где 2/3 подобных предметов обнаружены целыми, тогда как многие изделия других типов, найденные в пещерах, имеют следы преднамеренных сломов. Тот факт, что контейнеры с пигментами всегда находят в глубине пещер с настенными изображениями, тогда как, например, жировые лампы часто обнаруживают на освещённых участках около входа, свидетельствует об использовании в символической деятельности контейнеров и их содержимого, в противовес светильникам, в большинстве своём выполнявшим утилитарную функцию по освещению внутри подземной полости и на пути из пещеры».
Большая часть изображений в Каповой пещере, созданных 19,5-16 тыс. лет назад, представляют собой неидентифицируемые пятна красного пигмента, являющиеся частично размытыми фигурами, частично остатками стертых рисунков, частично следами палеолитической изобразительной деятельности неясного происхождения. Они сочетаются с изображениями геометрических знаков, а также лошадей, мамонтов, шерстистых носорогов, бизона, двугорбого верблюда и зооантропоморфа, выполненных в стиле палеолитического реализма.
Информация предоставлена пресс-службой МГУ
Источник фото: ria.ru