Детство, отрочество, юность
Будущий кораблестроитель родился 3 августа 1863 г. в деревне Висяга Алатырского уезда Симбирской губернии (сегодня это село переименовано в его честь и находится на территории Чувашии), и ему была уготована судьба военного. Дед ученого, Александр Алексеевич Крылов, был ранен на Бородинском поле и при взятии Парижа, награжден золотым оружием и орденами. Отец, Николай Александрович, артиллерийским офицером участвовал в Крымской войне. Семья матери, Софьи Викторовны Ляпуновой, принадлежавшая к старинному дворянскому роду, оказала решающее влияние на судьбу мальчика и пробудила в нем интерес к науке. Среди Ляпуновых и Филатовых были видные ученые, врачи, композиторы, Известны имена лингвиста Б.М. Ляпунова, врача Н.Ф. Филотова, математика А.М. Ляпунова.
Когда семья переехала на юг Франции в Марсель, девятилетнего Алексея Крылова отдали в частный пансион, где он выучил французский язык и начал заниматься арифметикой. А по возвращении на родину Крыловы на какое-то время поселилась в Севастополе, где отец вел свои коммерческие дела. Там юный Алексей познакомился с моряками — героями Русско-турецкой войны.
Вдохновившись рассказами о подвигах моряков, Алексей Николаевич поступает в Петербургское морское училище, где особое внимание уделяет математике. В этом ему помогает его дядя, Александр Михайлович Ляпунов. Окончив училище в 1884 г., Алексей Крылов начинает карьеру в компасной мастерской при Гидрографическом управлении, которым руководил генерал-майор Иван Петрович Колонг, специалист по морской навигации, создатель теории девиации компаса.
Спустя два года, в 1886 г., 23-летний Крылов создал дромоскоп — прибор, механически воспроизводящий зависимость девиации компаса от курса корабля (девиация — это ошибка компаса под влиянием железа на судне или самолете). За эту разработку ему выписали премию, а само изобретение внедрили на кораблях военного флота. Совместными трудами Крылову и Колонгу удалось вывести советское компасное дело на мировой уровень.
В последующие годы Крылов пишет ряд работ по гирокомпасам: «Возмущения показаний компаса, которые происходят от качки корабля на волнении», «Положения теории девиации компаса», «О теории гирокомпаса» и др. Ученым была предложена принципиально новая система дромоскопа, который был способен автоматически рассчитывать девиацию компаса. Создавать теорию компасов Крылов будет всю жизнь, а через полвека после первой работы, в 1941 г., получит за это первую Сталинскую премию.
Мировое признание
После окончания в 1890 г. кораблестроительного факультета Николаевской морской академии Алексей Крылов сам начинает преподавать курс теории корабля. Важно отметить, что преподавательскую деятельность, как и научную, он вел до конца своих дней, передавая накопленные знания молодому поколению.
В то время он питал наибольший интерес к кораблестроению и активно применял свои математические познания в морской навигации, благодаря чему обрел широкую популярность в России и мире. Наиболее активно обсуждалась его статья «Теория качки корабля», в которой Крылов развивал теорию авторитетного в то время инженера, основоположника корабельной гидродинамики Уильяма Фруда.
Труды А.Н. Крылова впечатляли мировое научное сообщество, и уже в 1896 г. он был избран почетным членом Английского общества корабельных инженеров и получил от него золотую медаль, став первым иностранцем, удостоившимся этой престижной награды.
В последующие годы он концентрируется на умерении бортовой качки и впервые предлагает метод гироскопического демпфирования. В 1898 г. Алексей Крылов сформулировал общую теорию качки корабля на волнении. Она стала называться «теорией Крылова» и до сих пор остается самым востребованным методом успокоения бортовой качки, без которой сложно сейчас было бы представить морские путешествия.
Еще один плодотворный союз — сотрудничество А.Н. Крылова и адмирала С.О. Макарова, полярного исследователя и океанографа. За время совместной работы они выработали ряд актуальных по сей день рекомендаций по повышению плавучести корабля и борьбе с дифферентом или креном поврежденного корабля с помощью затопления отсеков, оставшихся неповрежденными.
С 1908 г. по 1910-е гг. в карьере Алексея Крылова происходит профессиональный подъем: его назначают на должность главного инспектора кораблестроения, а затем профессором морской академии в Николаеве. Параллельно он проводит консультации Балтийского и Адмиралтейского заводов, выпускающих самые современные суда. С 1911 по 1913 г. Алексей Николаевич работает в статусе экстраординарного профессора института инженеров путей сообщения.
Кораблестроение в военное время
Во время Первой мировой войны Алексей Крылов занимает пост председателя правительственного правления на Путиловских заводах и участвует в проектировании и постройке первых русских линкоров-дредноутов типа «Севастополь».
Исследователя больше всего интересовали вопросы развития и совершенствования отечественного флота, который продемонстрировал свою слабость и отсталость во время Русско-японской войны и необходимость модернизации всей отрасли.
Теория непотопляемости — еще один важнейший вклад Крылова в морскую науку. Алексей Николаевич составил для военных кораблей таблицы непотопляемости, которые помогали уменьшить крен корабля, получившего пробоину. Моряки привыкли откачивать воду, а согласно теории, наоборот, нужно заполнять водой другие отсеки — тогда корпус выровняется.
В 1912 г. А.Н. Крылов призвал правительство выделить внушительные 500 млн рублей на возрождение флота. Он обладал серьезными познаниями в делах флота и мог обосновать многие вопросы судостроения с научной и экономической точки зрения, благодаря чему морской министр Иван Константинович Григорович поддержал его инициативу, выступив с подготовленным Крыловым докладом в Государственной думе, и помог выделить необходимые средства. Их направили на постройку боевых кораблей, оснащение портов, заводов и морских баз.
Как говорил сам ученый, его консультации по делам флота сэкономили правительству больше стоимости самого современного дредноута.
Спустя два года А.Н. Крылов был избран членом-корреспондентом академии наук. Представляя Крылова к званию, академики отмечали, что «во всех этих разнообразных областях знания он одинаково компетентен и оригинален, внося по своей простоте, ясности и строгости изложения всегда много нового и важного».
В 1916 г. он был переведен в ординарные академики по математической физике и возглавил Главную физическую обсерваторию, а позже Главное военно-метеорологическое управление (Главмет), где занимался вопросами прав и обязанностей военных гидрометеорологов и пытался отменить призыв в армию для служащих обсерватории.
Карьерный взлет в революционные годы и Великая Отечественная война
Сняв с себя обязанности руководителя Главного военно-метеорологического управления, А.Н. Крылов освободил время для другой научной деятельности. Его прочные отношения с советским правительством в сложные революционные годы способствовали продвижению по карьерной лестнице, и в 1917 г. он был назначен на пост руководителя Русского общества торговли и пароходства, а затем два года, с 1919 по 1920 г., возглавлял Морскую академию. После Октябрьской революции он распорядился передать все суда советскому правительству.
Интересный факт: сыновья Крылова Алексей и Николай воевали в Белой армии и погибли в Гражданскую войну. Дочь Анна вышла замуж за Петра Леонидовича Капицу. Таким образом, Алексей Николаевич Крылов — дед Сергея Петровича Капицы.
«Теперь я понимаю, что Алексей Николаевич смотрел на наше правительство как на землетрясение, наводнение, грозу. <…> Конечно, это было в высшей степени странно: шел 1918 г., папа был полный царский генерал и, несмотря на это, совершенно спокойно стал начальником академии. <…> Алексей Николаевич считал, что на нем лежит ответственность за судьбу русского флота и нужно делать свое дело, — объясняет события первых послереволюционных лет дочь Крылова Анна. — Помню, он при мне как-то рассказывал: «Выхожу на свою первую лекцию и спрашиваю: Кто знает математику в размере гимназического курса? — В ответ молчание… — Кто знает математику в размере реального училища? — В ответ молчание… — Кто учил арифметику в церковно-приходском училище? — Поднимаются четыре руки. — Ясно, говорю, сегодня лекция не состоится, приходите завтра в это же время». И он прочел курс теории корабля абсолютно неграмотным людям, да так, что они все поняли. Без единого математического знака или формулы».
В 1921 г. как представитель советского пароходства А.Н. Крылов отправляется в длительную командировку в Великобританию, Норвегию, Германию, Францию и пытается наладить утраченные международные связи — заключает контракты на покупку судов, лично наблюдает за строительством танкеров и лесовозов, за ремонтом и погрузкой в портах. Под личным контролем советской России удалось закупить 900 паровозов и обеспечить их безопасную перевозку морем.
Спустя почти шесть лет он возвращается в Советский Союз (за границу его больше не выпускали), и приступает к обязанностям директора Физико-математического института Академии наук СССР.
В феврале 1939 г. Алексей Крылов был удостоен ордена Ленина, ему присвоили звание заслуженного деятеля науки и техники.
С началом Великой Отечественной Крылов не хочет покидать Ленинград, но все же его убеждают эвакуироваться в Казань. Находясь в тылу, он работал постоянным экспертом технического совещания и был активным членом комиссии по научно-техническим военно-морским вопросам АН СССР. Здесь же он пишет свои знаменитые мемуары «Мои воспоминания» — об основных периодах его научной и практической деятельности, о своих современниках, о кораблях, — и в это же время создает важные труды по гидродинамике, в частности, формирует теорию движения корабля на мелководье, первым рассчитывает и обосновывает рост гидродинамического сопротивления на определенных глубинах, а также издает работы по теории единичных волн.
В общей сложности его перу принадлежат 300 статей и книг по широкому спектру тем: судостроение, физика, математика, астрономия, геодезия, артиллерийское дело.
Еще одна значимая работа А.Н. Крылова посвящена проблемам вычисления коэффициентов характеристического полинома при определенной матрицы, которая складывается в известный метод подпространства Крылова.
В июле 1943 г. А.Н. Крылову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1944 г. он принял участие в судьбе физического факультета МГУ, когда подписал письмо четырех академиков В.М. Молотову, автором которого был А.Ф. Иоффе. Письмо инициировало разрешение противостояния между так называемыми академической и университетской физикой.
Алексей Николаевич Крылов излагал сложные вещи простыми словами. Именно ему принадлежит первый перевод с латинского на русский «Математических начал натуральной философии» Исаака Ньютона.
В 1945 г. ученому удалось вернуться в Ленинград, где он скончался в возрасте 82 лет и был похоронен на Волковом кладбище неподалеку от могил Д.И. Менделеева и И.П. Павлова. «Моряки хоронили его со всеми воинскими почестями, положенными адмиралу флота, и его провожал, как мне казалось, весь Ленинград», — рассказывает о похоронах внук Андрей Капица.
Именем академика А.Н. Крылова названа премия Российской академии наук, которая присуждается «за выдающиеся работы по использованию вычислительной техники в решении задач механики и математической физики».
В честь Алексея Николаевича Крылова названы три небесных объекта: кратер на Луне и два астероида — (5247) Krylov и (5021) Krylania. В имени последнего зашифрованы «Крылов» и «Аня». Аня — та самая дочь Крылова, мать Сергея Петровича Капицы.
Источники
Порецкий муниципальный округ Чувашской Республики. Биография Алексея Николаевича Крылова
Комсомольская правда. Алексей Крылов: без него не было бы современного флота России
Университетская библиотека онлайн. Крылов Алексей Николаевич
Научная Россия. Алексей Крылов
Wikipedia. Крылов, Алексей Николаевич
Фото на странице: электронная версия издания «Мои воспоминания» А.Н. Крылова (Отв. ред. А.П. Капица) / Общественное достояние / iknigi.net / Wikipedia
Фото на главной станице сайта: Postcard of N. Apostoli / Общественное достояние / Wikipedia