С третьей попытки SpaceX преуспевает, впервые успешно приземляя полный прототип Starship, после того, как произошли взрывы с SN8 и SN9. Компания Маска была более уверена в этом новом прототипе, проводя меньше испытаний, чем предыдущие ракеты. Спустя всего месяц после полета SN9, который состоялся 2 февраля, SpaceX удается успешно завершить новое испытание на большой высоте. Первая попытка полета была предпринята около 23:00 по московскому времени, но она была прервана. Как подтвердил Маск, один из ракетных двигателей «Raptor» превысил уровень тяги, считающийся безопасным для запуска. Затем был повышен порог для новой попытки, которая произошла примерно через два с половиной часа, в 02:15 4 марта.
Благодаря данным, полученным с предыдущих ракет Starship, инженеры смогли быстро изменить процедуру, чтобы вернуть ракету в вертикальное положение. Фактически он был полностью изменен по сравнению с двумя предыдущими полетами.
Полет и разбор нового финального маневра
Благодаря Starship SN10 мы смогли подробно наблюдать за тем, как SpaceX спроектировала манёвр входа в атмосферу, особенно в том, что касается приземления. Как и в случае с SN8 и SN9, восходящий этап полета прошел без проблем. По мере приближения ракеты к максимальной установленной высоте, то есть 10 км, по очереди выключались 3 двигателя Raptor.
Впоследствии, SN10 выполнил переход в горизонтальное положение. Этот манёвр будет использоваться для выхода из космоса, поскольку он позволяет увеличить площадь поверхности контакта с атмосферой. Это позволяет более равномерно распределять выделяемое тепло и больше использовать трение атмосферы, чтобы начать замедление ракеты.
Для перепозиционирования звездолета по вертикали SpaceX использовала процедуру, несколько отличающуюся от той, что была сделана ранее. По сути, SN10 включил всех трех Raptor, в то время как раньше это происходило только с двумя. При этом, в случае сбоя двигателя, Starship все равно сможет вращаться, используя два оставшихся. Если бы все три Raptor должны были правильно включиться, бортовой компьютер мгновенно отключил бы тот, который меньше всего способствует вращению ракеты, или Raptor, который находится выше, глядя на Starship, расположенный горизонтально. Достигнув вертикального положения, звездолет продолжал замедлять спуск с помощью двух двигателей.
Последние моменты
В нескольких метрах над землей бортовые компьютеры также заглушили второй двигатель. Поскольку двигатели могут снизить мощность до определенного предела перед отключением, один из них должен быть остановлен, иначе создаваемая тяга заставит ракету снова взлететь. На прототипах SN5 и SN6 мы видели, как Starship все еще может без проблем приземлиться, имея только один двигатель и отклонение от оси относительно центра тяжести. Несмотря на то, что они были неполными прототипами, лишенными носовых конусов и крыльев, их задача состояла в том, чтобы проверить последнюю стадию. На вершине этих прототипов также была помещена масса, чтобы имитировать вес недостающих частей.
Наконец, с SN10 были впервые использованы на полном звездолете даже посадочные ноги. Это только очень первая версия и необходимая только для этих маленьких полетов. Не исключено, что в будущем мы увидим посадочные ножки с совсем другим дизайном. С SN10 SpaceX достигает еще одной важной вехи. Тем не менее предстоит пройти еще много испытаний, прежде чем Starship сможет заработать. По этой причине на строительной площадке SN11 уже готов выйти на стартовую площадку, чтобы начать свою фазу тестирования. На самом деле это может быть первый звездолет, совершивший идеальный полет, так как SN10 не закончился после приземления. Через несколько минут звездолет взорвался.
Взрыв
К сожалению, посадка Starship SN10 не была полностью успешной, настолько, что по прибытии он сделал небольшой отскок, прежде чем остановиться на земле. Несколько минут спустя, из-за утечки, Starship взорвался. Вероятно, трехдвигательный манёвр, новинка этого полета, все еще нуждается в совершенствовании, а звездолет все еще обладал слишком большой скоростью в момент контакта с землей.
Чтобы точно знать, в чем проблема, мы должны дождаться твитов Илона Маска, который скажет нам, действительно ли это была чрезмерная скорость и почему Starship не замедлился должным образом.