Посадочный модуль ispace успешно входит во вторую фазу миссии HAKUTO-R

Посадочный модуль ispace успешно входит во вторую фазу миссии HAKUTO-R

Компания Ispace объявила, что миссия 1 программы HAKUTO-R достигла пятой из 10 заявленных целей. Миссия M1, стартовавшая 11 декабря 2022 года с мыса Канаверал на борту ракеты SpaceX Falcon 9, особенно важна тем, что она собой представляет. Посадочный аппарат, используемый компанией ispace, фактически является первым аппаратом, направляющимся к Луне, который полностью построен и управляется частной компанией. Если миссия окажется успешной, это позволит подтвердить разработку посадочного модуля, проложив путь для всех следующих миссий, разработанных компанией.

Объявив о достижении пятой из десяти запланированных целей, компания ispace санкционировала начало второго этапа миссии М-1. Уже более половины пути к лунной поверхности проделал аппарат HAKUTO-R миссии 1, посадка которого на Луну запланирована на конец апреля.

Пролетев около 1.376 км в глубоком космосе, лунный аппарат компании ispace готов приступить ко второму этапу своего долгого путешествия. Команда инженеров японской компании готовится к выполнению маневров, предшествующих выходу на лунную орбиту, запланированному примерно на середину марта (цель № 6). На данном этапе любопытно взглянуть на первые данные, полученные ispace в середине пути, теперь, когда аппарат находится на расстоянии 800 000 км от Земли и обмен данными налажен.

Посадочный модуль ispace успешно входит во вторую фазу миссии HAKUTO-R
Схема миссии M1 компании ispace.

На первом этапе длительного путешествия (Launch and Early Operation LEOP) инженеры ispace подтвердили способность конструкции лунного корабля выдерживать механические нагрузки. Это произошло как на начальных этапах запуска на борту Falcon 9 компании SpaceX, так и во время первых маневров в открытом космосе. Кроме того, еще одним подтверждением успеха стало правильное раскрытие опор лунной посадки, несмотря на напряжение, которому подверглась конструкция. Что касается температур, достигнутых во время запуска, то они были выше, чем ожидалось, но с ними хорошо справился посадочный аппарат.

На сегодняшний день летная команда ispace изучает возможные последствия этой «тепловой непредвиденной ситуации» как во время путешествия, так и после достижения лунной посадочной ступени. Одной из положительных сторон этого является экономия энергии за счет радиатора. Система отопления, по сути, все еще обеспечивает большую гибкость, поскольку она «мало используется» в первой части путешествия.

Еще один интересный аспект, который необходимо проанализировать, — это связь посадочного аппарата. На первом этапе запуска произошла нестабильность связи, с которой команда успешно справилась. Они быстро восстановили связь между Землей и посадочным аппаратом и наоборот, проанализировав параметры наземной станции и траекторию движения посадочного аппарата.

Связь между клиентом и полезной нагрузкой на борту, соответствующая пункту №3 задач ispace, была выполнена правильно. Каждый клиент мог проверить состояние своей полезной нагрузки.

Связь между клиентом и полезной нагрузкой на борту, соответствующая пункту №3 задач ispace, была выполнена правильно. Каждый клиент мог проверить состояние своей полезной нагрузки.

Двигательные системы, бортовые компьютеры и навигация

Удостоверившись в способности солнечных батарей накапливать энергию, значительно превышающую ожидаемую, команда инженеров сосредоточилась на анализе двигательных установок. Как основная, так и система управления реакцией (RCS) работали правильно.

Двигатели RCS на одной стороне Ispace Landander перегревались больше предполагаемого предела, отчасти из-за постоянного воздействия солнечных лучей. Чтобы избежать непредвиденных ситуаций, команда немедленно компенсировала это изменение в параметрах ориентации корабля, вернув ситуацию в нормальное состояние.

На борту Ispace Lander находится не менее девяти компьютеров. На сегодняшний день все они полностью исправны. Даже несмотря на ошибку памяти в 1 бит и несколько перезагрузок одного из девяти компьютеров, ситуация все еще находится в пределах управляемых параметров. То же самое относится и к системе управления положением корабля. Ее параметры тоже не соответствовали желаемым, особенно во время отделения от Falcon 9.

Тем не менее система восстановила стабильность, преодолев несоответствия, вызванные кратковременным сбоем одного из датчиков, и вернулась к правильной работе. Это имеет большое значение в связи с предстоящими маневрами посадочного аппарата на лунной орбите.

На пути к Луне

К настоящему времени команда ispace выполнила не менее трех орбитальных маневров. Каждый из них был успешным и соответствовал пункту № 4 целей японской компании. Маневры по управлению орбитой (OCM) являются очень сложными операциями, поскольку они включают в себя непрерывный анализ траектории движения корабля, которая должна корректироваться «в реальном времени», так как постоянно возникают несоответствия между идеальной и фактической траекториями. Следовательно, команда должна была часто обновлять параметры, изменять запланированные параметры и оценивать эффективность.

Во время второго этапа миссии M-1 HAKUTO-R не менее сложными будут операции на этапах выхода на лунную орбиту и посадки на Луну. Вся полученная на них информация будет проанализирована и использована для миссий М-2 (запланирована на 2024 год) и М-3 (запланирована на 2025 год).

Эти миссии станут вкладом в программу НАСА «Артемида», в ожидании запуска посадочного аппарата «Peregrine» и данных, полученных в ходе его миссии. Если все пойдет по плану, то с высадкой на Луну в конце апреля мы официально станем свидетелями открытия коммерческого освоения нашего спутника.


Источник