7 ноября состоялось заседание Группы анализа программы исследования Марса (MEPAG) — комитета НАСА, изучающего программы и решения в рамках инициативы «От Луны до Марса». Так называется программа НАСА по исследованию Марса, в которую входит и программа «Артемида».
Во время заседания MEPAG была проведена встреча под названием «Программа исследования Марса (MEP): исследования коммерческих услуг». В ходе этой встречи были представлены и проанализированы различные предложения по оказанию услуг для исследования Марса со стороны коммерческого сектора. Фактически, НАСА пытается организовать для Марса программу, очень похожую на лунную CLPS, в рамках которой оно финансирует частные компании для предоставления услуг по исследованию Луны.
Ричард Томас Гриффитс, помощник директора Отдела науки и исследований НАСА, рассказал, что за последние два года они посетили 15 различных компаний, чтобы оценить их предложения более непосредственно, а не просто получить презентации. Программа разделена на четыре различные потребности, которые НАСА называет DRM.
Коммерческие предложения для MEP
DRM расшифровывается как Design Reference Missions. Для каждого из этих типов были отобраны три компании, которые представили предложения по решению конкретной задачи, поставленной НАСА.
- DRM 1: транспортировка и доставка небольших полезных грузов на Марс (Firefly Aerospace, Impulse Space, Lockheed Martin).
- DRM 2: транспортировка и доставка больших полезных нагрузок на Марс (Astrobotic, Blue Origin, United Launch Alliance).
- DRM 3: съемка с высоким разрешением для обеспечения непрерывности и охвата планетарных наблюдений (Albedo, Astrobotic, Redwire).
- DRM 4: Услуги связи и позиционирования (COMM Relay/PNT), которые необходимы для возобновления связи и навигации (Blue Origin, Lockheed Martin, SpaceX).
DRM1
Предложения по DRM 1 сосредоточены на доставке небольших полезных грузов на Марс. В проекте участвуют Firefly Aerospace, Impulse Space и Lockheed Martin. Firefly использует модифицированную версию Elytra OTV для доставки около 175 кг на орбиту Марса, а вариант «Elytra Red» будет использоваться в качестве служебного и двигательного модуля для вывода на орбиту с грузоподъемностью до 300 кг. Альтернативный вариант сочетает в себе ракету-носитель Alpha LV для запуска к Марсу микроспутника массой 20 кг.
Impulse Space предлагает аэротормозной разгонник Mira V2, адаптированный к модели Mira, испытанной в 2023 году, с двигательной установкой на закиси азота/этане и дельта-v 1,8 км/с.
Lockheed Martin предлагает микроспутник Aeroassist на основе архитектуры Curio™, способный работать в любое марсианское стартовое окно и рассчитанный на быстрый запуск, с максимальной полезной нагрузкой 30 кг, используя технологии Aeroassist и опыт в системах посадки.
DRM2
Компания Astrobotic предлагает адаптировать лунный посадочный аппарат Griffin с минимальными изменениями, чтобы сделать его пригодным для орбиты Марса. Конструкция повторяет текущую модель спуска на Луну, используя опыт программы CLPS для предоставления коммерческих услуг на Марсе. Blue Origin, в свою очередь, предлагает адаптировать Blue Ring, оснастив его двигательной установкой SEP/Chem, подходящей для миссий с высокой дельта-скоростью.
С другой стороны, ULA предлагает модифицированную ступень Centaur, для которой планируется адаптация к запуску с Земли, крейсерскому этапу и выведению на орбиту Марса (MOI), с топливными элементами для энергии и солнечными батареями для энергии на этапе эксплуатации. Эта система совместима с ракетой Vulcan.
DRM3
Стартап Albedo предлагает платформу для получения изображений высокого разрешения, основанную на экономически эффективном подходе, который использует конструкцию VLEO для достижения высокого разрешения с высоты 300 км над Марсом. Система разработана как экономически эффективная, поскольку она создана на основе других продуктов VLEO, и гарантирует передачу и доставку данных через Deep Space Network (DSN) или Mars Orbit Relay Network.
Astrobotic предлагает специализированную платформу, разработанную совместно с экспертами по съемке из Malin и ASU, с камерой с апертурой 50 см и разрешением от 1 до 2 метров. Эта система совместима с шиной Griffin, предложенной в DRM2, с интерфейсом ESPA, поддерживающим 700 кг полезной нагрузки, и шестидиапазонным мультиспектральным сканированием шириной 4,8 км.
С другой стороны, Redwire представляет RedScope, спутник, оснащенный камерой с возможностью кадрирования на бельгийской малогабаритной платформе, с коммерчески доступным оборудованием и качеством изображения, сопоставимым с качеством системы HiRise, находящейся в настоящее время на орбите Марса.
DRM4
Компания Blue Origin предлагает конфигурацию буксира Blue Ring для передачи и эксплуатации высокопроизводительного спутника-ретранслятора с возможностью позиционирования на различных орбитах (низкой, высокой круговой, аэростационарной). Система включает антенну Ka/Ka-диапазона, обеспечивающую скорость передачи данных 4 Мбит/с на расстоянии 1,5 АЕ (астрономических единиц), с возможностью выбора широкого луча для расширенного покрытия или узкого луча для высокоскоростной связи.
Lockheed Martin адаптирует конструкцию космического аппарата MAVEN (в настоящее время находится на орбите Марса), чтобы предложить полный сервис связи, с возможностью автономного перехода на орбиту без необходимости DRM 2. Система будет поддерживать широкий круг пользователей и работать с высокоскоростными каналами X и Ka.
Наконец, SpaceX предлагает «Марсианскую связь» — созвездие, созданное на основе проекта Starlink, с несколькими спутниками на орбите Марса, чтобы обеспечить полную видимость и взаимодействие между наземными и орбитальными средствами. Это решение предлагает оптические каналы связи между спутниками-ретрансляторами и расширенные возможности для глобальной съемки и мониторинга, превышающие возможности, предусмотренные проектом.