С 1977 г. два зонда «Вояджер» исследуют космическое пространство и являются единственными двумя до сих пор функционирующими объектами, которые человечество отправило за пределы Солнечной системы. В последние месяцы в JPL ведутся работы по модернизации двух зондов, что может продлить срок их эксплуатации на несколько лет.
Первая запланированная модификация касается двигательной установки, вторая — обновления программного обеспечения, необходимого для предотвращения повторения нештатной ситуации 2022 года. Так, в мае прошлого года зонд начал передавать на Землю некорректные данные, которые невозможно было сформировать. Проблема возникла в подсистеме управления положением (AACS).
AACS «Вояджера-1» начала передавать телеметрические данные через бортовой компьютер, который, как известно, перестал работать много лет назад, а затем этот поврежденный компьютер произвольно искажал данные, делая их бессмысленными. Решение оказалось очень простым: перезагрузка системы и возврат к первичным настройкам, т.е. обход и выключение поврежденного компьютера.
Меньшее количество включений двигательной установки
Двигательная установка обоих «Вояджеров» используется только для контроля ориентации. То есть она служит для поддержания ориентации зонда таким образом, чтобы антенна всегда была направлена на Землю. Эта система, эксплуатируемая с 1970-х годов, вскоре может начать давать сбои.
Речь идет о системе труб, по которым топливо подается в двигательную установку. Эти трубы очень узкие, и при каждом воспламенении в них скапливаются остатки топлива. Рано или поздно накопление этих остатков не позволит достаточному количеству топлива достичь выходного отверстия. В JPL не знают, когда это может произойти, поэтому решили действовать заблаговременно.
Решение, которое будет передано на зонд в виде обновления программного обеспечения, заключается в задержке зажигания двигателей, которые будут включаться реже, обеспечивая более широкие перемещения зонда на 1 градус и, соответственно, менее точное наведение. В JPL уже предсказали, что в ближайшие несколько лет связь может быть потеряна, но также и то, что эта модернизация может обеспечить еще до пяти лет работы.
Поэтому было принято решение пойти на риск потери отдельных каналов передачи данных, но взамен продлить срок эксплуатации обоих зондов. Это решение уже было направлено на оба зонда в рамках модернизации, которая была проведена в сентябре-октябре.
Модернизация системы управления полетами
В настоящее время еще точно не выяснена причина проблемы, возникшей в мае 2022 года на AACS. Система управления полетами неправильно воспринимала команды, записывая их в память компьютера вместо того, чтобы выполнять. Однако решив проблему, JPL хочет быть уверенной в том, что она не повторится ни на одном из «Вояджеров». Поэтому данный патч предотвратит повторение проблемы, даже если не будет известна ее точная причина.
«Этот патч — как страховой полис, который защитит нас в будущем и поможет сохранить работоспособность этих зондов как можно дольше«, — сказала Сюзанна Додд, руководитель проекта «Вояджер» в JPL.
Отправка этого обновления подверглась особому тестированию со стороны JPL именно потому, что нет стопроцентной уверенности в том, что проблем не возникнет. Для большей уверенности оно будет отправлено сначала на «Вояджер-2», а затем на «Вояджер-1». Зонд №1 находится на расстоянии более 24 млрд. км от Земли, а «Вояджер-2» — на расстоянии более 19 млрд. км. Поэтому данные с более удаленного зонда более ценны.
Обновленная информация по первому зонду была загружена 20 октября. После этого НАСА снимет показания с AACS, чтобы проверить правильность загрузки, а затем 28 октября отправит команду, чтобы убедиться в работоспособности обновления.