12 ноября Китай успешно запустил капсулу снабжения «Тяньчжоу-5» к космической станции «Тяньгун». Миссия отправилась с космодрома Вэньчан на корабле Чанчжэн-7. Капсула пристыковалась всего через два часа и семь минут после запуска, установив тем самым новый мировой рекорд по самому короткому времени рандеву с космической станцией. Ранее этот рекорд принадлежал российскому кораблю «Союз», который за три часа доставил трех космонавтов с Байконура на МКС в рамках своей миссии в октябре 2020 года.
В ходе сегодняшней миссии «Тяньчжоу-5» доставил более шести тонн груза и топливо для заправки модуля «Тяньхэ». Агентство CMSEO, которое отвечает за управление «Тяньгуном», не предоставило список грузов на «Тяньчжоу», которые, как правило, являются расходными материалами, экспериментами или запасными частями. Единственными известными грузами, согласно записке CASC, являются пять различных кубсатов, разработанных различными агентствами и компаниями. На следующем видео запечатлен последний манёвр стыковки капсулы со станцией.
Новый метод стыковки
Для достижения сегодняшнего рекорда китайские инженеры сократили время маневров по корректировке орбиты капсулы. Это было достигнуто путем интеграции небольших пропульсивных тяг в два больших маневра, которые привели капсулу в идеальное соответствие с Тяньгуном. Такое сокращение операций позволило сократить весь процесс на один час по сравнению с предыдущими четырьмя часами.
Дополнительную экономию времени также обеспечила фаза стыковки. Такая экономия стала возможной благодаря сокращению количества остановочных пунктов на этапе подхода Тяньчжоу к Тяньгуну. Фактически, программное обеспечение капсулы использует воображаемые точки, соответствующие различным расстояниям от станции, чтобы проверить ее положение относительно стыковочного порта. В этом обновлении команда разработчиков Тяньчжоу ограничила количество этих точек, тем самым сократив общее время подхода до 40 минут с двух часов.
Запуск «Тяньчжоу-5» также знаменует собой завершение первой серии капсул. Начиная с Тяньчжоу-6, CALT проведет несколько модернизаций партии Тяньчжоу 6-11. Самым важным из них является изменение конструкции грузового отсека, что позволит увеличить транспортную вместимость капсулы. В дополнение к этой инновации новый «Тяньчжоу» сможет оставаться на орбите в течение восьми месяцев, что позволит Китаю сократить количество необходимых капсул на одну в течение двух лет. Сегодня их требуется четыре, поскольку максимальная продолжительность миссии составляет шесть месяцев.