Капсула Boeing Starliner получила (очень) критический отзыв

Капсула Boeing Starliner получила (очень) критический отзыв

Семь месяцев исследований только что привели группу НАСА к тому, что она дала 80 рекомендаций по улучшению капсулы Starliner, которая не попала на МКС в декабре прошлого года.

Для своей коммерческой программы полетов НАСА в 2014 году заключила контракт с двумя поставщиками: SpaceX и Boeing. С этого момента SpaceX приступила к разработке своей капсулы Crew Dragon, а Boeing придумала собственную капсулу под названием Starliner. Эти две компании фактически не конкурируют. Обе они, как правило, должны предоставлять услуги НАСА.

Первый неудачный испытательный полет

В рамках разработки своей капсулы, которая в конечном итоге должна была доставить американских астронавтов на Международную космическую станцию (МКС), Boeing в декабре прошлого года провел первое испытание без экипажа. Таким образом, во время этого маневра Starliner должен был успешно добраться до станции на орбите.

К сожалению, на космическом корабле возникла программная проблема при входе в космос, вызвавшая то, что НАСА назвало нештатным введением. Другими словами, капсула была размещена на неправильной орбите, что привело к тому, что она сожгла лишнее топливо. В результате она в конечном итоге не смогла присоединиться к МКС.

Чуть позже были выявлены еще две неисправности. Первая касается связи между наземными операторами и капсулой. Второй момент по-прежнему касается программного обеспечения, которое могло привести к столкновению ракеты и капсулы в момент их отделения в верхних слоях атмосферы.

Капсула Boeing Starliner получила (очень) критический отзыв
Капсула Starliner 22 декабря 2019 года, вскоре после посадки в Белых Песках. Тогда корабль потерпел неудачу в испытании, направленном на присоединение к МКС.

Много работы

Конечно, не все может быть идеально с первой попытки. В конце концов, эти тесты проводятся именно для того, чтобы выделить различные точки, которые нуждаются в улучшении. Тем не менее это было большим разочарованием для НАСА, но особенно для Боинга. Тем более, что 30 мая SpaceX успешно доставила на МКС своих первых астронавтов. Другими словами, поэтому Боинг серьезно отставал от графика.

В марте в первом докладе, в котором рассматривались причины этой неудачи, были представлены предварительные выводы с перечнем 61 исправления. Несколько дней назад был выпущен второй обзорный доклад. Он является более всеобъемлющим, на этот раз содержащий 80 рекомендаций (еще 19).

Эти 80 рекомендаций не являются общедоступными, поскольку они содержат конфиденциальные данные, но НАСА дало общее представление о том, что необходимо сделать. Это потребует пересмотра всего программного обеспечения, внедрения усовершенствованных методов тестирования и имитационного моделирования, а также организационных изменений внутри компании.

Короче, Боинг должен засучить рукава. Компания, давний партнер NASA, уже работает над некоторыми из этих рекомендаций и нацелена на второе испытание своей капсулы в конце этого года (дата не указана).

Капсула Boeing Starliner получила (очень) критический отзыв
Иллюстрация художника капсулы Starliner на орбите вокруг Земли.

НАСА «помешана» на SpaceX

Со своей стороны, NASA уверяет, что отношения агентства с Boeing остаются неизменными, и компания не будет играть “второстепенную роль” за SpaceX.

Что касается причин, по которым тест Demo-2 SpaceX прошел без инцидентов, в то время как тест капсулы Starliner включает в себя десятки исправлений, НАСА, похоже, делает свою маленькую ошибку.

Стив Стич, директор программы экипажа НАСА, на пресс-конференции отметил, что агентство «одержимо новым подходом к разработке программного обеспечения SpaceX», которое считается нетрадиционным.

В частности, Boeing уже работал над крупными проектами НАСА, будь то программа космического челнока или программа космической станции. Поэтому агентство, привыкшее к их процедурам, предпочло сосредоточиться на усилиях SpaceX.

Наконец, оглядываясь назад, чиновники NASA признают, что они, возможно, не нашли времени, чтобы судить о более традиционном подходе Boeing.


Источник