В ходе серии научных конференций, приуроченных к Национальному дню космонавтики 24 апреля, Китай продемонстрировал последние изменения в проекте Чанчжэн-9, пекинской ракеты-носителя сверхтяжелого класса. Первоначально разработанная как китайский ответ на американскую SLS, Чанчжэн-9 претерпевает частые изменения в своей конструкции, и пока неясно, в каком направлении Китай намерен следовать.
В последней модификации, которую можно увидеть на некоторых слайдах, представленных в последние дни, новая Чанчжэн-9 была представлена в трех вариантах, которые, по сути, являются копией Starship компании SpaceX. Ракета оснащена огромной многоразовой первой ступенью, аналогичной Super Heavy, которая включает в себя вторую ступень, почти идентичную Starship.
Пусковая мощность также остается в категории тяжелых: впечатляющая цифра — 150 тонн на низкую околоземную орбиту и около 50 тонн на Луну. В настоящее время Starship выводит 150 тонн на низкую околоземную орбиту и 150 тонн к Луне в версии с дозаправкой топливом на орбите.
Философия американской компании уже несколько лет находится в поле зрения пекинских инженеров, и ни для кого не секрет, что китайские ракетные разработки идут по стопам повторного использования, учитывая огромный успех SpaceX.
По стопам Starship компании SpaceX
В дополнение к этому повороту в сторону полностью многоразовой системы запуска, новая Чанчжэн-9 берет многие решения из конструкции SpaceX, которая считается выигрышной моделью. В частности, для приведения в движение многоразовой первой ступени диаметром 10,6 метра планируется использовать 30 двигателей с тягой 200 тонн, используя ставший знаменитым ступенчатый цикл сгорания. В презентации также раскрывается количество топлива в баках — около 3420 тонн.
Других цифр на представленном «китайском Starship», который пока, похоже, остается единственной эволюцией Чанчжэн-9, не так много. Трехступенчатая версия, с которой китайцы хотят начать эксплуатацию после 2030 года, на самом деле еще более сомнительна.
Трехступенчатая архитектура предусматривает вторую ступень, производную от первой, с двумя двигателями, и, наконец, более традиционную третью с четырьмя двигателями YF-79, которые будут использовать смесь жидкого водорода и кислорода. В результате ракета достигнет высоты 114 метров, что на четыре больше, чем у последнего известного проекта.
Разработка Чанчжэн-9 официально началась в 2021 году, однако государственная компания CASC работала над подобными проектами как минимум с 2016 года. До начала программы Чанчжэн-9 представляла собой сверхтяжелую расширяемую ракету, не отличающуюся от американской идеи SLS, хотя и с некоторыми отличиями, такими как четыре боковых ускорителя на жидком топливе.
С 2021 года наблюдался быстрый прогресс в определении архитектуры Чанчжэн-9, которая сначала лишилась боковых ускорителей в пользу так называемого «единого стержня», а затем приняла многоразовую первую ступень, как Falcon 9 в 2022 году. Совсем недавно был сделан выбор в пользу использования двигателей цикла FFSC и метана в качестве топлива вместо водорода.
Конструкторы планируют два испытательных полета, начиная с 2033 года, однако пока неясно, какая версия должна дебютировать первой. В ожидании новых сведений можно предположить, что китайский Starship будет готов не ранее середины следующего десятилетия. Китайские планы по запуску на Луну недавно были обновлены именно для того, чтобы использовать уже имеющиеся ракеты-носители, такие, как Чанчжэн-5 и ее предстоящая модернизированная версия, за счет многократных запусков.