Будущие марсианские роверы и другие транспортные средства, используемые для разведки человеком, могут быть оснащены колесами с памятью формы. Более легкие и прочные, они в настоящее время проходят испытания в одном из зданий НАСА.
В июле следующего года НАСА воспользуется открытым окном для запуска своей долгожданной миссии «Марс 2020», посадка которой запланирована на 18 февраля 2021 года в кратере Джезеро. Именно здесь будет развернут марсоход Perseverance. Его основной целью будет поиск следов прошлой жизни на красной планете. Он также должен собрать несколько образцов камней для будущей совместной миссии с ЕКА, чтобы вернуть их на Землю (вероятно, в начале 2030-х годов).
Важность наличия хороших шин
Для выполнения своей миссии Perseverance будет оснащен новыми колесами. Последний действительно будет отличаться от тех, что использовались Curiosity, в настоящее время на Марсе, которые пострадали от некоторых повреждений с момента его прибытия на планете в 2012 году.
Изготовленные из блока аэрокосмического алюминия и оснащенные титановыми спицами, эти новые колеса больше (52,6 см в диаметре) и толще, чем предыдущие. Протекторы также были переработаны: вместо 24 елочных протекторов Curiosity, колеса Perseverance имеют 48, но слегка изогнутые.
«Обширные испытания на JPL Mars Yard показали, что эти колеса более устойчивы к давлению острых камней и хорошо работают на песке», — заявили несколько недель назад представители NASA.
Поэтому эти новые колеса, развернутые за несколько месяцев на Марсе, должны, как правило, позволять Perseverance покрывать как можно большую поверхность, сводя к минимуму риск повреждения. Несмотря ни на что, это не мешает американским инженерам придумывать новые конструкции. Идея заключалась бы в том, что следующие роверы могут рассчитывать на более легкие, более прочные колеса с большой силой сцепления.
Колеса с памятью формы
Имея это в виду, НАСА работает в течение нескольких лет над разработкой колес, изготовленных из титановой никелевой сетки, сплава, атомная структура которого собрана таким образом, что материал сохраняет в памяти свою первоначальную форму. Эти колеса, более гибкие по своему составу и структуре, могут сочетаться с рельефом без риска прокола или деформации.
Испытанные несколько лет назад на испытательном объекте Mars Life, эти шины не только хорошо справились с моделируемым марсианским песком, но и смогли выдержать скальные обнажения. Им также удавалось поддерживать мощную тяговую силу, одновременно перенося значительные полезные нагрузки.
И последнее, но не менее важное: только четырех из этих шин с лучшими эксплуатационными характеристиками будет достаточно, чтобы позволить вездеходам работать на Марсе, в отличие от шестиколесной конфигурации, ранее предпочитавшейся NASA. Это означает, что будущие машины смогут перевозить больше полезной нагрузки.
Эти шины в настоящее время проходят испытания в лаборатории имитации лунных операций Гленна американского агентства. Пока неизвестно, когда они будут развернуты, но нет никаких сомнений в том, что эти колеса с памятью формы скоро сыграют роль в нашей способности к планетарной разведке.