Разработчики ракет в ведущем китайском институте ракетных технологий отказались от планов по созданию сверхтяжелой ракеты-носителя с расходным материалом в пользу проекта с многоразовой первой ступенью. Эта будущая ракета-носитель будет отвечать за отправку людей на Луну, а затем и на Марс.
За последние несколько лет Китай добился огромного прогресса в космической сфере. Теперь, как и НАСА, они имеют амбиции по созданию постоянного дома на Луне, а затем на Марсе в начале 2030-х годов. Для удовлетворения этих амбиций ведущие ученые-ракетчики страны еще в 2016 году начали создавать огромную ракету, получившую название Чанчжэн-9.
В то время эта ракета-носитель более или менее напоминала SLS НАСА, предлагая основную ступень и полностью расходуемые (многоразовые) ускорители, с той лишь разницей, что китайские ускорители должны были заполняться парафином, а не жидким водородом.
В то время эта ракета-носитель более или менее напоминала SLS НАСА, предлагая основную ступень и полностью расходуемые (многоразовые) ускорители, с той лишь разницей, что китайские ускорители должны были заполняться керосином, а не жидким водородом.
Однако в последние годы Китай начал менять свои планы, видя невероятный прогресс SpaceX в повторном использовании своих ракет-носителей. Китайские официальные лица регулярно обсуждали возможность включения многоразовых элементов в конструкцию ракеты Чанчжэн-9. Теперь это официально подтверждено.
Лю Бин, курирующий разработку китайских ракет-носителей, подтвердил на этой неделе, что планы по созданию полностью расходуемой ракеты были отменены в пользу одной многоразовой первой ступени (без боковых ускорителей), способной выводить 150 тонн полезного груза на низкую околоземную орбиту и до 50 тонн на Луну. Как и первые ступени Falcon 9, она будет оснащена решетчатыми стабилизаторами для возвращения на Землю.
Однако процесс проектирования все еще неясен, и остается несколько технических проблем. Одним из них, вероятно, будет двигательный аппарат. Недавно Китай провел горячее испытание очень мощного ракетного двигателя на керосине YF-130, который обычно предназначен для ракеты Чанчжэн-9. Однако этот двигатель, один из самых мощных из когда-либо созданных, может оказаться непригодным для повторного использования.
Ракета Falcon 9 запускает только часть из своих девяти двигателей при входе в атмосферу Земли. Если Китай последует примеру SpaceX, то вполне возможно, что он решит использовать меньшие кластеры жидкотопливных двигателей, возможно, на основе метана в качестве топлива, как в Starship.