На четырнадцатой секунде отсчета времени в ракету-носитель российского производства ударила молния.
Ракета-носитель «Союз-2.1б», оснащенная разгонным блоком «Фрегат», стартовала с космодрома Плесецк сегодня, 27 мая, в 09:23 по московскому времени. На орбиту был выведен спутник «Глонасс-М». Запуск в целом прошел по плану — за исключением удара молнии в корпус ракеты.
Молния ударила в верхнюю часть головного обтекателя ракеты, затем, пройдя по корпусу, ее энергия рассеялась в атмосфере. Как сообщил начальник космодрома, генерал-майор Николай Нестечук, все системы ракеты функционировали нормально, полет был выполнен по плану, и спутник успешно доставлен на орбиту.
Попадание молнии в ракеты – довольно редкое явление, в отличие от самолетов. Самолеты летают гораздо чаще, поэтому вероятность удара молнии в них выше. Статистические данные свидетельствуют о том, что в среднем каждый самолет подвергается такому воздействию раз в год. Обычно пассажиры даже не ощущают этого.
Электрические разряды перемещаются по корпусам самолетов и ракет и достигают земли благодаря электростатическим разрядникам, которые рассеивают в атмосферу скопившееся на поверхности статическое электричество. Этот процесс непрерывен и обусловлен трением обшивки о воздушный поток. Накапливаясь в процессе полета, статическое электричество может ухудшить работу радиоэлектронных систем, вызвать сбои в работе цифровой аппаратуры и, при достижении критических значений, привести к повреждению бортового оборудования. Именно поэтому на всех ракетах и самолетах предусмотрены разрядники, которые нейтрализуют накопленный заряд и предотвращают неисправности электроники.
«Ракета «Союз-2.1б» является одной из версий ракеты «Союз-2», которая отличается от других моделей наличием двигателей РД-0124 на третьей ступени. Эти двигатели признаны наиболее эффективными жидкостными ракетными двигателями в мире. С разгонным блоком «Фрегат» ракета «Союз-2.1б» может доставить до 8,7 тонны полезной нагрузки на низкую опорную орбиту и до двух тонн на геопереходную орбиту, при этом ее собственная масса составляет 308-314 тонн.
«Глонасс-М» – это навигационный спутник, входящий в состав российской глобальной навигационной системы второго поколения. Спутники этого поколения обладают повышенной точностью определения местоположения и увеличенным сроком эксплуатации по сравнению с предыдущим поколением.