В России ведут работы по адаптации двигателя РД-180 для ракеты «Союз-6»

В НПО «Энергомаш» стартовала работа по адаптации двигателя РД-180 для использования на ракете «Союз-6», создаваемой на базе «Союз-5». Эти ракеты послужат основой для будущей сверхтяжелой ракеты.

Начались активные работы по адаптации ракетного двигателя РД-180 для использования с ракетой-носителем «Союз-6» сообщил генеральный директор предприятия «Энергомаш» Игорь Арбузов. По его словам, двигатель будут применять на первой ступени носителя, который в будущем должен сменить устаревающий «Союз-2». Кроме этого, РД-180 планируют устанавливать на центральный блок перспективного сверхтяжелого носителя, который, напомним, рассматривают как инструмент для полета на Луну.

По словам Арбузова, двигатель будет оснащен усиленной системой защиты от возгорания. Также предусмотрены новые фильтры и покрытие, современные материалы, модернизированные системы управления и аварийной защиты. Руководитель НПО «Энергомаш» уточнил, что двигатель сможет использоваться более десяти раз, поэтому в будущем РД-180 планируется применять для создания многоразовой ракеты.

РД-180 – это жидкостный ракетный двигатель с двумя камерами сгорания и двумя соплами, разработанный на базе советского РД-170. Для работы он использует керосин в качестве топлива и жидкий кислород в качестве окислителя.

Следует отметить, что РД-180 широко применяется в Соединенных Штатах, где он используется для запуска ракет семейства Atlas. Например, 20 декабря прошлого года ракета-носитель Atlas V, оснащенная российскими двигателями, впервые вывела на орбиту космический корабль CST-100. В тот момент из-за проблем в работе систем аппарата стыковка с Международной космической станцией не состоялась. Позднее корабль успешно вернулся домой.

В ближайшие годы Соединенные Штаты намерены заменить РД-180 на собственные разработки: для новой ракеты Vulcan предусмотрено использование метанового двигателя BE-4, производимого компанией Blue Origin.

В настоящее время эксперты видят наибольшие перспективы в метановых ракетных двигателях. В 2018 году Арбузов заявил, они обладают потенциально большей функциональностью по сравнению с двигателями, работающими на керосине.

В этой области Россия уступает Соединенным Штатам. Тем не менее, в последние годы предприняты определенные усилия по разработке метанового ракетного двигателя. Напомним, что в 2018-м сообщалось о старте работ над метановым РД-169. Речь идет о совершенно новой разработке, основанной на технологическом заделе, который начали формировать в начале 2000-х годов.