Моделирование долгосрочного пребывания экипажа на обитаемой базе на Марсе провели американские математики. Согласно результатам симуляции, для обеспечения устойчивой работы миссии потребуется команда из 22 человек, при условии отсутствия в ней людей с невротическими расстройствами.
Чем ближе этот момент, тем больше появляется практических вопросов о реализации таких проектов. Многие из них связаны с командой будущих колонистов. Сколько человек понадобится для стабильного функционирования базы, какие психологические характеристики помогут выживанию? Ответить на них попытались авторы новой статьи, представленной в библиотеке препринтов arXiv.
Подобные оценки уже давались ранее. К примеру, в одном из предыдущих исследований ученые заключили, для первоначального заселения Марса потребуется команда из 110 человек. Однако Эдгар Аргуэйо и его коллеги из Университета Джорджа Мейсона в США провели расчеты, опираясь на несколько иные исходные данные. В отличие от предыдущего исследования, они разработали модель колонии, которая будет получать часть ресурсов с Земли. Такой подход позволяет сократить число отправляемых людей и, несмотря на необходимость регулярных миссий по доставке грузов, в конечном итоге удешевляет проект.
Аргуэйо и его соавторы провели математическое моделирование длительного пребывания на Марсе для групп численностью от 10 до 170 человек. Моделирование охватывало период, эквивалентный 28 марсианских лет, в ходе которого у виртуальных «жителей» присутствовал определенный запас «здоровья», истощение которого приводило к их «смерти». Создание ресурсов на месте или прибытие миссии снабжения позволяли восстанавливать этот показатель. «Здоровье» уменьшалось под воздействием «стрессовых факторов», которые появлялись в разных зонах «игрового поля» и увеличивались с течением времени. Эти факторы могли быть устранены усилиями специалистов или, в противном случае, начинали все сильнее негативно сказываться на состоянии здоровья.
Каждому виртуальному персонажу назначались различные характеристики, определяющие его умение в той или иной полезной сфере деятельности (уровень мастерства и опыт), что позволяло повышать эффективность добычи местных ресурсов и устранять неисправности. Также учитывались психологические особенности, соответствующие основным типам « Большой пятерки» черт личности. Эти показатели оказывали влияние на потребление ресурсов и результативность работы виртуальных астронавтов. Кроме того, исследователи приняли во внимание фактор случайности, который также приводил к гибели персонажей. Новые поселенцы время от времени присоединялись к колониям.
Для обеспечения стабильной работы колонии в данных условиях требовалось минимум 22 человека. Кроме того, симуляции выявили значимость психологических качеств колонистов. Наилучшие показатели выживаемости демонстрировали персонажи с высоким уровнем доброжелательности. В то же время, у виртуальных колонистов, склонных к эмоциональной нестабильности и испытывающих трудности в сотрудничестве, наблюдалась наиболее высокая смертность.
В работе не было рассмотрено влияние пониженной гравитации, поскольку на данный момент отсутствует четкое представление о ее воздействии на здоровье человека. Из опыта полетов на орбиту известно, что длительное пребывание в условиях невесомости без достаточных физических нагрузок и питания приводит к потере костной массы, что может привести к летальному исходу в течение двух-трех лет. Однако, результаты исследования воздействия пониженной гравитации на здоровье в течение длительного времени пока не были изучены.