У SpaceX приблизился к разрешению на орбитальный запуск Starship, но есть определенные условия.

Нельзя отрицать, что амбициозные планы Илона Маска по колонизации Марса столкнулись с трудностями, связанными с американской бюрократией, быстрее, чем ожидалось. SpaceX еще не успела приступить к испытаниям системы, состоящей из ускорителя Super Heavy и космического корабля Starship, как регулирующие органы отказали в необходимых разрешениях. Первый орбитальный запуск этой крупномасштабной ракеты пока не получит одобрения, однако появилась надежда на благоприятный результат экологической экспертизы. При этом космодром в Бока-Чика должен будет внедрить дополнительные меры по охране окружающей среды.

В конце прошлой недели Федеральное управление гражданской авиации США ( FAA) опубликовало долгожданный документ. Речь о черновике Программного отчета об экологической оценке (PEA) космодрома SpaceX в Бока-Чика при запусках Starship/Super Heavy. Одновременно с публикацией большого количества соответствующих PDF-файлов (черновик, перевод на испанский язык, дополнительные материалы и другие необходимые действия) регламент перешла в одну из финальных стадий — общественное обсуждение. На этом этапе все заинтересованные американские граждане могут внести свои правки, добавить комментарии, а также запросить дополнительную информацию по проекту.

Демократические процессы разворачиваются в полном объеме. Общественное обсуждение будет продолжаться до 18 октября, что составляет целый месяц. По его завершении FAA внесет коррективы в отчет или проведет дополнительную оценку. До окончания всего процесса SpaceX никаких запусков выполнять со своей площадки в Техасе права не имеет (но наземные испытания проводить может). Две виртуальные встречи представителей регулятора с общественностью запланированы на 6 и 7 октября.

Кроме того, FAA ждет дополнительной оценки влияния запусков Starship/Super Heavy на благополучие редких, исчезающих и видов животных или растений с угрожающим статусом от Службы охраны рыбных ресурсов и диких животных США ( U.S. Fish and Wildlife Service). Агентство пока не сообщает о сроках предоставления своего заключения по данному вопросу, поэтому из-за этого также возможны задержки в завершении всех бюрократических процедур. Илон Маск уже призвал всех неравнодушных читателей его твиттера поддержать SpaceX на общественном обсуждении. По его словам, будущее человечества на Луне, Марсе и за их пределами зависит от этой оценки FAA.

Суть проблемы в том, что еще несколько лет назад космодром в Бока-Чика существовал только в проектах SpaceX, FAA получила от компании документы на согласование запусков ракет семейства Falcon из этой локации. С тех пор фирма эксцентричного миллиардера несколько раз планы переиграла, но, чтобы не бередить неповоротливую государственную машину, разрешения получать заново никто не стал. Благо первые прыжковые и суборбитальные испытания Starship в рамках той заявки не нарушали никаких законов и норм. По крайней мере, FAA ничего против не имело.

Однако в начале лета SpaceX заявила, что проект исполинского космического корабля готов к началу орбитальных испытаний, то есть к запуску всей «связки» из Super Heavy и Starship. С момента реализации программ «Аполлон» и «Спейс Шаттл» мировое освоение космоса не знало проектов столь же масштабных и мощных, а воздействие запуска ракеты такого класса заметно превышает даже Falcon Heavy. В связи с этим, регуляторные органы сдержали пыл Маска и обязали его дождаться официального разрешения на использование новых носителей. Также, запланированная частота запусков Starship/Super Heavy радикально превышает загрузку любых ранее эксплуатируемых космодромов. В общем, FAA банально не знает, как столь интенсивная космическая деятельность повлияет на окружающую среду, людей и безопасность.

В настоящее время учреждение оценивает два возможных подхода: предоставление SpaceX разрешение на пусковые услуги с нового космодрома или просто одобрить орбитальные испытания. В любом случае компания пока может рассчитывать не более чем на два десятка суборбитальных тестов в год и пять стартов на орбиту за тот же период. Кроме того, фирма Илона Маска должна предоставить дополнительные гарантии по устранению любых загрязнений окружающей среды и своевременного удаления обломков в случае аварийных испытаний.

Важно отметить, что в черновике PEA нет ни слова о том, одобрит FAA деятельность SpaceX в Бока-Чика или нет. Иными словами, никаких прямых намеков на положительный исход разбирательства. Но сам факт публикации документа после длительной экспертизы и многих задержек уже говорит о том, что бюрократическая машина наконец-то сдвинулась с места. Можно быть уверенным, что если ведомство откажет компании Маска в разрешении, тот не преминет пойти в суд. Даже, скорее всего, в любом случае разбирательства не избежать: навряд ли SpaceX удовлетворится всего пятью запусками в год. Но у компании в работе есть запасной план: строящиеся сейчас плавучие космодромы на базе нефтяных платформ.