Во время одного из ключевых испытаний, получившего название «мокрая генеральная репетиция», была проверена первая ступень ракеты-носителя Space Launch System (SLS). Заправка баков криогенными компонентами топлива началась в понедельник, 7 декабря.
Согласно записи в официальном блоге Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США ( NASA), начало декабря оказалось насыщенным для программы разработки SLS продуктивным. В субботу стартовал седьмой этап «Зеленых прогонов» ( Green run) — цикл важнейших проверок центрального блока SLS. В процессе проведения этих испытаний активируется и функционирует всё оборудование ступени, имитируя условия реального полета ракеты.
Седьмой этап, который условно называют «мокрая генеральная репетиция», вероятно, является наиболее ответственным: баки ступени заполняются доверху, имитируя ситуацию перед настоящими запусками. Размеры этих емкостей настолько значительны, что процесс заправки занимает 48 часов; он был начат 7 декабря и продолжается на данный момент. В баках содержится более 2,6 миллиона литров сжиженного кислорода и водорода, что эквивалентно 894 тонне.
Изучение работы всех систем ракеты даст возможность выявить потенциальные уязвимости и нерешенные вопросы. Ранее проведенные испытания в ходе предстартовых проверок не обнаружили существенных проблем, поэтому программа SLS идет по плану. Хотя он уже не раз изменялся. Следующий важный шаг, завершающий серию испытаний, будет включать в себя не только полную заправку, но и полноценный прожиг двигателей. Даты огневых тестов пока не объявили: они зависят от того, как пройдет «мокрая генеральная репетиция».
Напомним, SLS — ключевой элемент программы «Артемида». Ракета предназначена для отправки сначала на лунную орбиту, а затем и на поверхность естественного спутника Земли первых за пять десятилетий астронавтов. При ее разработке было принято решение максимально применять уже существующие узлы и агрегаты. В частности, боковые твердотопливные ускорители SRB — глубокомодифицированные бустеры, изначально разработанные для системы «Спейс Шаттл». А маршевые двигатели первой ступени ( RS-25) практически не изменившись, перешли от самого челнока.