По словам предпринимателя, в интервью телеведущему Джо Рогану, уже в следующем году планируется запуск беспилотной версии Starship или нескольких аппаратов к Марсу. Он также поделился информацией о приоритетных направлениях разработок в компании и рассказал о своем видении дальнейшего освоения Красной планеты.
Глава SpaceX отметил, окно возможностей для отправки аппаратов к Марсу появляется примерно каждые 26 месяцев, и следующее из них приходится на ноябрь-декабрь 2026 года. Согласно текущему плану, в это время предполагается доставить на Красную планету как минимум один Starship, а предпочтительно – сразу несколько. Основная задача миссии – проверка систем, предназначенных для посадки на Марс. Следует учитывать, что задача, поставленная Маском, чрезвычайно сложна, поэтому нельзя с уверенностью утверждать, что она будет реализована уже в 2026 году.
Этот этап представляет собой значительную сложность, поскольку условия посадки принципиально отличаются как от возвращения на Землю, где Starship замедляется, используя плотные слои атмосферы в качестве тормоза, так и от посадки на Луну, где отсутствие атмосферы исключает влияние турбулентности. Газовая оболочка Марса, с одной стороны, в 160 раз тоньше земной, что усложняет процесс торможения, с другой – не позволяет выполнить посадку в вакуумных условиях.
Илон Маск подчеркнул, что для подтверждения безопасности заключительного этапа полета к Марсу желательно отправить несколько космических кораблей. Необходимо установить, смогут ли все они совершить посадку без проблем, или возникнут неполадки. Если таковые будут зафиксированы, потребуется определить, какой аспект посадочной процедуры нуждается в улучшении.
Предприниматель заявил, что на разработку самодостаточной колонии на Марсе остался ограниченный срок – около 15 ближайших периодов благоприятных условий для полета (390 месяцев, приблизительно треть века). Маск считает, что этот вопрос необходимо решать незамедлительно, так как нельзя исключать уничтожение современной цивилизации вследствие различных факторов, включая ядерную войну и другие потенциальные опасности.
Он также упомянул демографические трудности: существенное снижение численности населения может привести к падению технологического уровня Земли до отметки, недостаточной для отправки космических аппаратов на Марс, и, по его словам, цивилизация попросту «угаснет, не достигнув зрелости». Маск отметил, что при текущей динамике рождаемости Южная Корея лишится 96 процентов своего населения всего за три поколения, и схожая участь может постигнуть многие государства.
«Демографическое сокращение развивается стремительно, и визуально это становится заметнее во многих регионах мира», — заключил бизнесмен.
Он кратко изложил свой замысел по колонизации Красной планеты: транспортировку туда миллиона тонн необходимого оборудования и миллиона людей с Земли. Поскольку процесс терраформирования потребует значительного времени, первопоселенцы будут проживать в герметичных куполах или подземных сооружениях.
Также возникли новые положения. Ранее Маск заявлял о трехмесячном перелете к Марсу, однако теперь речь идет примерно о шести месяцах. Вероятно, его компания намерена использовать более экономичные, хотя и более продолжительные по времени, траектории полета к четвертой планете.
По словам предпринимателя, в интервью отмечено, что в 2025 году SpaceX, вероятно, впервые осуществит посадку корабля Starship на башню. При благоприятном стечении обстоятельств, возможно даже повторный запуск в космос, хотя на первичные осмотры и мелкий ремонт может потребоваться немало времени. Повторное применение первой ступени, вероятно, станет возможным гораздо раньше, задолго до завершения 2025 года.
Маск также подчеркнул, что процесс доработки Starship еще не завершен. Наиболее сложным оставшимся компонентом, по его словам, является тепловой щит. В отличие от теплового щита, используемого в программе «Шаттл», все шестиугольные плитки теплозащиты Starship имеют идентичный состав – смесь из стекловолокна и искусственного сапфира (оксида алюминия), расположенного в определенной последовательности. Это принципиально отличает решение, разработанное SpaceX, от углерод-углеродных плиток, применяемых на наиболее подверженных тепловым нагрузкам участках «Шаттла» (у кромки крыла), которые разрушались из-за попадания монтажной пены, что и стало причиной катастрофы одного из «Шаттлов» и гибели семи членов экипажа.
В современных плитках SpaceX геометрия волокон, их точное соотношение и покрытие также могут отличаться, поскольку компания продолжает совершенствовать эти аспекты. Маск отметил, что если ранее он не был уверен в возможности решения этих вопросов, то теперь считает, что это обязательно удастся.