Бухгалтеры и аудиторы не поверят рассказам о радужном будущем, обещающем чудесные возможности благодаря науке и прогрессу. Им нужны конкретные данные о дебете и кредите, а также ясно прописанные планы действий в случае расхождений в этих показателях. Поэтому, пожалуй, наиболее содержательную информацию о текущей ситуации в американской космонавтике можно найти в отчетах Счетной палаты США. Недавний документ ведомства посвящен программе создания окололунной посещаемой станции — и он впечатляет своей беспристрастной, жесткой критикой проекта.
Первоочередная проблема с Lunar Gateway, что стало предметом внимания аудиторов Счетной палаты США ( GAO) в опубликованном 31 июля в отчете зафиксирован перевес. Два первых изготавливаемых модуля станции ( PPE и HALO) уже превысили запланированный вес при старте на 1312 килограммов. В случае отсутствия каких-либо мер, ракета Space Launch System просто не хватит энергии, чтобы забросить их на нужную траекторию.
Аудиторы выделили несколько возможных решений: либо изменить параметры носителя, опираясь на фактические показатели предыдущих запусков (иногда ракеты демонстрируют большую производительность, чем предполагалось изначально), либо адаптировать сроки запуска для выбора более экономичных траекторий, либо сократить функциональность модулей.
В данной ситуации можно добиться результата с минимальными затратами и уменьшить объем хранимого топлива в PPE, но в этом случае его потребуется доставлять отдельно после установки станции. Подобная же ситуация — с HALO: при запуске модуль включает определенный запас припасов и оборудования, которые при необходимости могут быть выгружены для транспортировки с помощью грузовых или пилотируемых миссий. Однако, альтернативный подход, скорее всего, обойдется дороже, поскольку потребуется переработка как отдельных компонентов, так и модулей в целом.
Какой именно подход выбрать, GAO не может советовать — это аудиторское ведомство, а не инженерное. Бремя решения лежит на ответственных за проект сотрудниках Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США ( NASA). Им необходимо ускорить процесс и в кратчайшие сроки создать собственный план управления большим количеством людей».
Этот документ необходимо направить всем участникам проекта от имени руководителя космического агентства до запланированного на сентябрь мероприятия critical design-informed synchronization review. Это детальный обзор текущего прогресса проекта, демонстрирующий результаты приложенных усилий NASA и подрядчиков корректируются для достижения ранее намеченных сроков и бюджетных целей. Либо эти сроки и цели изменяются, но каждый такой пересмотр ранее одобренных цифр рано или поздно потом придется обоснованно защищать перед конгрессом.
Счетная палата также выявила ряд других вопросов:
- Реализация проекта сопряжена с необходимостью интеграции семи различных программных продуктов NASA, широкого круга подрядчиков и ряда международных партнеров;
- Сомнительная перспектива использования Lunar Gateway в качестве промежуточного шага на пути к освоению Марса — к тому моменту, когда в реальности начнутся полеты людей на Красную планету (2040-е годы), станция уже будет близка к окончанию своего срока эксплуатации;
- Обнаруженные ранее технические дефекты, такие как неудовлетворительные результаты наземных испытаний некоторых электронных компонентов, нуждаются в устранении;
- Если энерговооруженности недостаточно для поддержания ориентации Lunar Gateway пристыковать заправленный Starship HLS, ее масса возрастет в 19 раз, модуль PPE не рассчитан на такие нагрузки и, скорее всего, не сможет корректно манипулировать всей связкой;
- Срывы сроков и возможный перерасход бюджета — это лишь начало Lunar Gateway должна доставить миссия Artemis IV в сентабре 2028 года. Значит, сама станция должна выйти на окололунную орбиту в сентябре 2027-го, чтобы завершить все проверки до прибытия астронавтов, а ее наиболее оптимистичная дата запуска намечена на декабрь 2027 года и наверняка сдвинется вправо.
Внутри движения получила идею о создании временной обитаемой станции на окололунной орбите NASA 12 лет назад проект имел рабочее название Deep Space Habitat, первоначальное значительное финансирование для проведения предварительных исследований было получено им в 2015 году. Через несколько лет к инициативе официально присоединились международные партнеры.
К 2019 году станции приобрела законченный вид, а весь проект получил идеологическую поддержку. Сейчас она называется Lunar Orbital Platform-Gateway (LOP-G, или Lunar Gateway), хотя в неформальных источниках иногда можно встретить и более ранние формы Deep Space Gateway (DSG).
Планируется, что LOP-G станет центром международного сотрудничества в космонавтике после заката эпохи Международной космической станции. С помощью этой станции человечество научится работать в дальнем космосе, начав освоение Луны, а затем и Марса. По крайней мере, так проект защищали перед конгрессом США представители NASA.
Нынешний облик Lunar Gateway следующий: два американских модуля — энергетический PPE и обитаемый HALO, а также три международных — европейский многофункциональный ESPRIT (обеспечение транспортной инфраструктуры, дозаправка, хранение и жилые помещения), европейско-японский жилой I-HAB, а также шлюзовый модуль, создание которого осуществляет Космический центр Мухаммеда бин Рашида ( MBRSC, космическое агентство ОАЭ).
Организацией доставки грузов на станцию занимаются частные компании, из которых наибольшую заинтересованность проявила компания SpaceX с ее модифицированным кораблем Dragon XL. Людей доставит на LOP-G и вернет на Землю корабль Orion.
Для осуществления посадки на Луну предполагается применение результатов, полученных в рамках программы Human Landing System (HLS). Пока наиболее вероятным кандидатом на эту роль является модифицированный SpaceX Starship.