SpaceX увеличила стоимость полетов в космос и услуг Starlink

Недавно Tesla значительно увеличила стоимость литиевых аккумуляторов, предназначенных для энергетического сектора и электромобилей. Подобное изменение может существенно замедлить развитие соответствующих отраслей.

Компания уведомила пользователей глобального спутникового интернета Starlink о том, что с 22 марта они будут платить за интернет не 99 долларов в месяц, как ранее, а 110 долларов. Стоимость терминала Starlink поднялась с 499 до 599 долларов. Вероятно, это не последнее повышение: происходящее на Украине вызвало системные сбои международной торговли, из-за чего стоимость самых разных комплектующих продолжает расти.

Ранее компания увеличила стоимость запусков Falcon 9 с 62 до 67 миллионов долларов, а Falcon Heavy — с 90 до 97 миллионов долларов. В обоих случаях увеличение составило приблизительно 8%. При производстве ракет активно применяются алюминиевые сплавы, а стоимость алюминия и ряда других цветных металлов значительно возросла за последние месяцы – сначала из-за роста цен на газ, связанного с отказом Европейского союза от заключения долгосрочных соглашений об импорте газа из России, а затем из-за нарушений в торговле, начавшихся 24 февраля. К 10 марта 2022 года инфляция в США достигла 7,9%, что является максимальным значением за последние 40 лет (хотя и значительно меньше, чем инфляция в России).

Стоимость запуска дополнительной полезной нагрузки на ракетах SpaceX также увеличилась. Ранее запуск груза весом до 200 килограммов на околоземную орбиту с солнечно-синхронным периодом обходился в 1,0 миллиона долларов, а теперь цена составляет 1,1 миллиона.

В последнее время инфляционное давление негативно сказалось на еще одном предприятии Илона Маск — Tesla подняла цену на Megapack, самый дешевый из удобных накопителей энергии в мире на сегодня, с 1,1 миллиона до 1,538 миллиона долларов. Причины — кратный рост цен на литий и некоторые другие металлы в последние месяцы. Кроме этого, Tesla повысила цены на свои электромобили. Сейчас самый дешевый из них обойдется от 47 тысяч долларов, в то время как еще пару лет назад его (при заказе по телефону) можно было приобрести как минимум за 35 тысяч. Еще полгода назад он стоил на 10% дешевле, чем сегодня.

Развитие событий отразится на темпах освоения инновационных технологий в нескольких секторах экономики. Отсутствие серьезных соперников у Falcon 9 создает неопределенность относительно дальнейшего распространения Starlink. Затраты американских и европейских традиционных провайдеров практически не изменились. Если они не повысят стоимость своих услуг, Starlink станет ощутимо дороже конкурентов (примерно на пару тысяч долларов в год в первые 12 месяцев эксплуатации).

Илон Маск изначально рассчитывал финансировать полеты на Марс в первую очередь за счет прибыли, полученной от проекта Starlink. Однако, учитывая невысокую конкурентоспособность по стоимости услуг, остается неясным, как это осуществить. По всей видимости, самому состоятельному человеку на планете придется искать альтернативные источники финансирования.

Повышение стоимости Megapack, в свою очередь, сдержит увеличение доли ветряных и солнечных электростанций в ряде государств: без систем накопления энергии или страховочной подсистемы в виде тепловых электростанций эти типы объектов с трудом гарантируют устойчивое энергоснабжение. Увеличение цены на электромобили также приведет к более медленному росту производства автомобилей Tesla. Компания намеревается выпускать их по 20 миллионов штук в год – в два раза больше, чем у любого современного лидера отрасли. Однако теперь выход на наиболее массовый сегмент автомобильного рынка может затянуться. Это вызывает сожаление, поскольку, как мы уже отмечали ранее, автомобили с двигателями внутреннего сгорания наносят вред окружающей среде и здоровью людей, и даже электромобиль, заряжающийся от тепловых электростанций, в данном контексте представляется более безопасным решением.