Starship от SpaceX совершил первый успешный запуск после серии неудачных попыток

Впервые компании удалось исправить недостатки Starship V2 в такой степени, что стала возможна реализация запланированной программы испытаний за один полет. Однако и на этот раз не удалось избежать технических неполадок. Крупнейшие американские компании, работающие в космической отрасли, полагают, что задержки в реализации программы позволят Китаю опередить США во второй лунной гонке.

Программа SpaceX, направленная на создание транспортной системы Starship, является наиболее масштабной в истории освоения космоса. Эта первая в своем роде полностью многоразовая система доставки грузов и людей в космос реализована в физической форме, что обуславливает её существенное конструктивное отличие от предшествующих разработок. В научной фантастике аналогичные концепции, включающие многоразовую ракету из нержавеющей стали с посадкой за счет торможения двигателями, можно найти лишь в «Незнайке на Луне». В связи с этим, процесс доработки новой ракеты, вероятно, станет самым продолжительным в истории ракетостроения. Постоянные изменения в конструкции усложняют эту работу: главный инженер SpaceX Илон Маск настаивает на быстром улучшении различных аспектов системы, что приводит к модификации уже проверенных узлов и внедрению новых, неиспытанных элементов.

Несмотря на относительно успешные испытания Starship V1 в 2024 году, последующие три полета с Starship V2 в том же году завершились неожиданными взрывами. Летом 2025 года, во время подготовки к наземным проверкам Starship V2, произошел взрыв на стартовом стенде, серьезно повредивший инфраструктуру площадки и усложнивший подготовку к дальнейшим испытаниям.

Новый пуск системы прошел 27 августа 2025 года в 2:30 по московскому времени. В конструкцию были внесены изменения, исключающие возможность взрывов, после инцидента, произошедшего в этом году. Система подачи газов для наддува баков была модифицирована, поэтому на камерах, расположенных внутри Starship, в этот раз не было зафиксировано капель метана. Давление в баке для газового наддува снизили, чтобы предотвратить взрыв, подобный тому, что произошел в июне этого года во время наземных испытаний.

Старт был завершен без каких-либо проблем (все 33 двигателя первой ступени функционировали, что не всегда происходит). По истечении полутора минут полета система управления отключила один из 33 двигателей Raptor первой ступени, однако это не оказало влияния на общий ход полета: подобно ракете Королёва Н-1, Starship спроектирована как раз для компенсации отказа отдельных двигателей. Успешно прошло и разделение ступеней с использованием горячего метода, который ранее не применялся в американском ракетостроении. В процессе этого пламя двигателей второй ступени воздействует непосредственно на верхнюю часть первой ступени.

После отделения Starship S37 (вторая ступень ракеты, также известный как корабль) он успешно прошел суборбитальную траекторию, доставив в космос около 16 тонн полезной нагрузки. Это были испытательные образцы крупногабаритных спутников Starlink, запуск которых компания планирует осуществлять с новой ракетной системы. Однако во время выпуска, на двадцатой минуте полета, зафиксированы ощутимые столкновения макетов спутников с элементами выпускной системы (по сути, грузового шлюза). Тем не менее, никаких задержек не произошло, и все восемь макетов были успешно выведены.

Приблизительно через 47 минут после запуска в двигательном отсеке Starship S37 произошел взрыв умеренной интенсивности, что подтверждается видеозаписью, на которой видно, как разлетаются обломки. Примечательно, что взрыв не повлиял на возможность корабля войти в атмосферу в запланированной области и совершить плавную посадку, используя двигатели для снижения скорости и обеспечив мягкое приближение к водной поверхности.

Накопив достаточный опыт в области мягких посадок, компания намерена установить и вторую ступень ракеты на посадочную платформу того же космодрома Старбэйз, где осуществляются запуски Starship. Первую ступень в этот раз не приземляли, так как SpaceX провела эксперимент по введению ее в атмосферу под значительными углами, чтобы оценить безопасность снижения энергии падающей ступени за счет трения об атмосферу.

На втором этапе проводились испытания новой конструкции «плавников» (рулей) и сразу нескольких систем теплозащиты. В процессе полета один из плавников получил частичное прогорание, однако не отделился и продолжал функционировать в штатном режиме. Помимо 18 тысяч шестиугольных керамических плиток, размеры которых сопоставимы с тарелками, в ходе испытаний применялись участки обшивки с открытым металлом и плитки с охлаждением, осуществляемым за счет жидкого метана, взятого из баков. В настоящий момент компания не располагает информацией о том, какой метод защиты окажется наиболее результативным.

«При каждой посадке теплозащита шаттлов получала значительные повреждения и нуждалась в длительном ремонте, занимавшем месяцы. Наша цель – создать тепловой щит Starship, который позволит совершать повторные полеты сразу после посадки [без проведения ремонтных работ]».

Главный инженер SpaceX

Доведение теплового щита системы до необходимого уровня должно представлять собой самую трудную задачу. Однако для осуществления пилотируемой лунной миссии американской стороной в 2020-х годах ее решение не является обязательным: производственные возможности компании позволяют потенциально выпускать до одной ракеты Starship в день, что позволит, даже при ее одноразовом использовании, обеспечить дозаправку лунной модификации на околоземной орбите и ее отправку к Луне.

Основная задача разработки системы заключается в обеспечении её многоразового использования и возможности посадки корабля на Марс после продолжительного перелета. Проведение подобных испытаний потребует дополнительных лет, ведь даже при самых благоприятных прогнозах запуск беспилотной версии нового корабля к планете – к 2026 году.