Генеральный конструктор РКК «Энергия», академик РАН Владимир Соловьев, сообщил о разработке в России космоплана для улучшения системы транспортно-технического обеспечения РОС.

Соловьев сообщил о новом космоплане, который представляет собой летательный аппарат с композитным планером типа «несущий корпус» и отклоняемым стреловидным V-образным крылом.
Изображения показывают компактный аппарат для четырех членов экипажа с полезной нагрузкой в 1,8 тонны. Из них 1 тонна — топливо, используемое для маневрирования после выхода на орбиту. Двигателем может быть кислород-керосиновый РД-0109 или его аналог.
Конструкция ценится за многоразовое использование и отсутствие необходимости в спасении космонавтов при возвращении на Землю. Возвращение обеспечивается возможностью посадки на аэродромах благодаря маневру с отклонением от средней траектории до 1500 километров. Также отмечается, что перегрузки для космоплана не превысят 1,5g — это меньше, чем на современных пилотируемых кораблях «Роскосмоса» (до двух раз). Такая особенность может привлечь космических туристов.
Предложенный проект космоплана вызывает странные чувства. В современных условиях в нем нет технического или экономического смысла. Доставляемая на орбиту полезная нагрузка (0,8 тонны, уровень корабля «Орел») и пассажировместимость кажутся несопоставимыми с многоразовым Starship, разрабатываемым в США, который способен доставлять до 100 тонн полезной нагрузки на околоземную орбиту, брать на борт до 100 человек и до 40 человек в полеты за пределы системы Земля — Луна. Стоимость полетов у Starship будет значительно ниже, чем у системы «„Ангара“ — космоплан», о которой рассказал Соловьев.

Основные технические проблемы, делающие космоплан сомнительным решением, остаются неизменными с эпохи шаттлов: им нужны крылья, увеличивающие конструкцию большой «мертвой массой». В связи с этим космоплан, поднимающийся в космос самостоятельно, был бы чрезмерно большим и дорогим. Поэтому на практике значительную часть тяги на старте ему должны обеспечивать мощные разгонные блоки, которые самими крыльями не обладают (иначе масса их опять же станет слишком большой). Спасать разгонные блоки (или заменяющую их ракету типа «Ангары») без крыльев реально только по методу SpaceX — то есть посадка на хвост.
Ракета «Ангара» заявлена как имеющая многоразовые модули. Глава «Роскосмоса» Юрий Борисов сообщал о способности её универсальных ракетных модулей выдерживать десятикратное использование. В отечественной космической отрасли открыто высказывается о намерении переделать «Ангару» в многоразовую, садящуюся на стартовую платформу в море (по образцу Falcon 9 от SpaceX). говорятС 2020 года главный конструктор НПО «Энергомаш» Петр Левочкин утверждает, что ракета «Ангары-А5» будет многоразовой на уровне примерно десяти запусков для нижних ступеней, как уже получилось несколько лет назад у ракеты Falcon 9.
С технической точки зрения этот проект вызывает сомнения: реализация займет несколько лет, что приведет к завершению проекта одновременно с началом копирования российскими разработчиками Starship, следующего поколения ракет SpaceX. В этом случае смысл переделки и проектирования космоплана для российской орбитальной станции остаётся неясным.
В настоящее время речь о новом космоплане только зашла. Для разработки эскизного проекта потребуется больше времени, чем для первого орбитального полета Starship от SpaceX. Возможно, на новый космоплан и многоразовую версию «Ангары» не выделят средств, что было бы наилучшим решением.