Для проведения испытаний демонстратора многоразовой ракеты Институт космического ведомства ЦНИИмаш запросил поставку турбореактивных двигателей. Недавно были объявлены сроки разработки прототипа крылатой ступени.
Разработка российской многоразовой ракеты-носителя, оснащенной крылатой ступенью, продолжается. Подтверждением этого является размещение заказа на двигатели для проведения будущих испытаний. Информацию об этом сообщает сайт госзакупок сообщило РИА Новости.
Согласно представленному документу, данная закупка обеспечит проведение летных испытаний опытных образцов, которые войдут в рамках проекта, направленного на создание комплекса для демонстрации возможностей многоразовых возвращаемых крылатых ракетных блоков. Сумма соглашения составляет 67 миллионов рублей.
Как сообщалось ранее, создание опытного образца многоразовой ступени «Крыло-СВ» планируется завершить в конце 2022 года. Предварительный проект крылатой ступени был разработан и утвержден в Фонде перспективных исследований в 2019 году. В качестве основной организации выступило Экспериментальный машиностроительный завод имени В. М. Мясищева.
После достижения расчетной высоты крыло должно развернуться, а реактивный двигатель – включиться. Это обеспечит возможность возвращения первой ступени на Землю и ее посадки в режиме, аналогичном самолетного. Один из рассматриваемых вариантов предполагает использование лыжного шасси. Для изготовления двигателя ракеты планируется применять технологию 3D-печати.
Идея возникла не случайно. В качестве основы для нее послужил комплекс «Байкал», изначально предназначенный для использования в качестве многоразового ускорителя для ракет-носителей «Ангара».
Центр имени Хруничева осуществлял работы над проектом. К 2001 году был разработан макет, который продемонстрировали на аэрокосмической выставке в Ле-Бурже в том же году. Несмотря на то, что программа была закрыта, ракета «Ангара» была запущена в разработку. В перспективе ракета «Ангара-А5» заменит ракету «Протон-М».
Напомним, недавно военное ведомство показало внешний вид перспективной ракеты сверхлегкого класса, причем сразу в двух вариантах: одноразовом и многоразовом. В последнем случае носитель планируют возвращать с помощью крыльев.
Согласно имеющимся данным, ракета-носитель одноразовой компоновки сможет доставить на низкую околоземную орбиту (на высоту 200 километров) до 584 килограмма полезной нагрузки. Многоразовая модификация способна выводить примерно 400 килограммов. Планируется, что оба типа ракет будут отправлены в космос в 2024 году.
Специалисты иногда критикуют крылатую ступень, заявляя, что SpaceX при разработке Falcon 9 выбрала более оптимальный подход с точки зрения экономии. Впрочем, в России работают и в этом направлении: проект получил название «Амур-СПГ». Первый запуск ракеты намерены провести в 2026 году.