«Роскосмос» стремится восстановить позиции на рынке запусков благодаря многоразовому варианту ракеты.

В новом интервью Юрий Борисов, руководитель «Роскосмоса», высказал ряд неожиданных и необычных идей. Главная из них – возвращение России на мировой рынок запусков в 2020-х годах благодаря многоразовым и более доступным носителям. Также впервые на таком уровне признано заимствование ряда подходов у Илона Маска.

Юрий Борисов / © РБК

По словамРуководство космического ведомства заявило о планах пилотируемых полетов на Луну после создания сверхтяжелого носителя, который даст возможность построить лунную станцию. В связи с отсутствием указания сроков разработки подобного носителя Юрием Борисовым, пилотируемые полёты рассматриваются как событие отдаленного будущего.

Из интервью ясно, что в министерстве намерены начать создание сверхтяжёлой ракеты только после завершения «Амура-СПГ»Носитель среднего (и, возможно, в будущем тяжелого) класса будет отличаться от существующих ракет «Роскосмоса». В качестве топлива он использует сжиженный природный газ, как Starship, и имеет много двигателей на первой ступени, подобно носителям SpaceX.
Это необходимо из-за низкой тяги ракетных двигателей. Для посадки многоразовой ступени на хвост требуется крайне малая тяга (пустая ступень весит немного). Таким образом, «Амур-СПГ» — что-то вроде Falcon 9, только на метане.

«Амур-СПГ» будет иметь размеры 55 метров при взлетной массе 360 тонн. Ракету будут оснащать маршевыми двигателями РД-0169А, как сообщалось ранее. Юрий Борисов отметил существенные изменения параметров проекта. Несмотря на пересмотра, многоразовость второй ступени маловероятна из-за сложности её сочетания с классическим видом ракеты. Для этого потребуется скопировать подходы Starship, которые реализуемы для носителей средней массы.

Если работа окажется успешной, надеемся тиражировать её и применять конструкторские решения ракеты для сверхтяжелого носителя, — сказал Юрий Борисов. Срок готовности «Амур-СПГ» — 2028 год, значит, о готовом сверхтяжелом носителе в этом десятилетии речи не идёт.

Глава «Роскосмоса» с оптимизмом смотрит на существующие ракеты, считая, что Р-7 (известная сегодня как «Союзы») нуждается в замене. По его мнению, для этой роли подходит «Амур-СПГ». Глава ведомства не видит перспектив в «Ангаре», назвав ее устаревшей разработкой. отмечал«Ангара» в роли носителя не подходит для условий Мавровского времени. «Роскосмос» выгодит от отказа от этого подхода как можно скорее.

В контексте ядерных проектов «Роскосмоса» Борисов обозначил лишь «ядерную космическую энергетику». Вероятно, речь идет о реакторе как для ядерной двигательной установки, так и для лунной базы. На сегодня работы по ядерной двигательной установке в основном остаются на стадии разработки, но «Роскосмос» разрабатывал ее не для пилотируемых полетов, поскольку для их обеспечения такие установки… слишком слабы.

Еще один позитивный аспект: впервые на таком уровне признают осознанное использование решений компании SpaceX. Борисов сообщил, что при возведении стартовой площадки для «Амура-СПГ» на космодроме Восточный применяются подходы Илона Маска по снижению затрат и ускоренному строительству стартовых комплексов.

Есть утверждения, вызывающие удивление: надеются, что к границе 2028-2029 годов обновят парк ракет-носителей и смогут восстановить позиции на мировом рынке пусковых услуг.

Ракета «Амур-СПГ» при успешном выполнении замысла благодаря многоразовости будет стоить дешевле предшествующих российских ракет. Вместе с тем, вес полезной нагрузки, которую она сможет вывести на орбиту, скорее всего, обойдется дороже, чем у Starship, так как тот запланирован полностью многоразовым (не только первая ступень). Кроме того, Starship значительно больше. Чем крупнее космический носитель при прочих равных условиях, тем ниже его цена за единицу выведения полезной нагрузки.

Сложно представить, как можно будет вернуться на мировой рынок запусков в 2028 году, учитывая, что к этому времени Starship будет уже успешно эксплуатироваться.